Рост за пределами телекоммуникационного рынка
Как «Казахтелеком» осваивает новые рыночные нишиКлючевая проблема, стоящая перед телеком бизнесом в настоящий период, кризис, связанный с пандемией лишь обострил ее – выбор долгосрочной траектории устойчивого развития и прежде всего диверсификация бизнеса. Тренд на преобразование традиционных телекоммуникационных операторов и экосистемы начался 2-3 года назад, но сейчас приобрел наибольший размах и актуальность.
Главная причина диверсификации активов кроется в том, что доходы операторов связи в Казахстане от предоставления традиционных услуг - голосовой связи и передачи данных постепенно снижаются. Общемировая динамика примерно такая же — у телекоммуникационных компаний, операторов связи, идет постепенное снижение показателя ARPU (average revenue per user, или средняя выручка на одного пользователя).
«Рынки беспроводной связи достигли насыщения, а для сегмента фиксированной связи настали непростые времена из-за постепенного отказа от традиционных услуг. При этом в обоих сегментах во многих регионах наблюдается тенденция к коммодитизация. Конкуренция ужесточается еще сильнее из-за агрессивной политики как телеком операторов, так и игроков, пришедших из смежных отраслей. Изменения нормативно-правовой базы становится все сложнее предугадать. Потребители активнее сопротивляются повышению цен. Совокупный доход акционеров (TSR, изменение цены акции плюс дивиденды) в группе из 40 телекоммуникационных компаний по всему миру в 2016–2018 гг. составил всего 10 % за трехлетний период. Этот доход полностью представлен дивидендами, так как цена акций по факту упала за тот же период на 3 %», - отмечают аналитики PwC в своем обзоре «Телеком рынок: создание стоимости в эпоху кардинальных перемен».
В сложившейся ситуации операторы связи инвестируют в новые для себя отрасли бизнеса и создают дополнительные сервисы для своих пользователей. В частности, это могут быть технологии умного дома и разного рода систем раннего предупреждения и реагирования на появление внешних факторов вроде повышения температуры и задымленности. Кроме того, сотовые операторы начинают зарабатывать на медиаконтенте в социальных сетях или предоставлении собственной инфраструктуры в аренду. Интерес представляют такие области, как финансовые услуги, страхование, здравоохранение, бытовая безопасность, ведение домашнего хозяйства, интегрированные информационные средства (телематика), идентификационная информация и меры безопасности, СМИ и контент. Примером такой стратегии может служить приобретение компанией AT&T активов Time Warner, деятельность Orange на рынке финансовых услуг, создание МТС банка российским оператором МТС, а также совместный проект телеком оператора «МегаФон», Alibaba Group, Mail.ru Group и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) по созданию крупнейшего на рынке России игрока на рынке электронной коммерции.
Если анализировать стратегии глобальных телекоммуникационных компаний, то есть несколько основных направлений по которым они развиваются. Во-первых, это, безусловно, цифровизация отрасли. Операторы связи активно инвестируют в технологии и расширяют спектр предоставляемых цифровых услуг, что многократно повышает требования к инфраструктуре. Конвергенция мобильной и фиксированной связи также один из глобальных трендов, при котором потребители используют преимущества мобильной связи, сохраняя качественные характеристики фиксированного доступа. Крайне важным для операторов остается фокус потребителей на контент, что стремительно увеличивает спрос на качественную инфраструктуру. Аналитики также выделяют развитие областей, смежных с телекоммуникациями, так как операторы активно интегрируют в традиционные бизнес новые направления: e-commerce, fintech, e-learning, IoT, искусственный интеллект, VR/AR и прочие направления. Еще одно существенное направление - рост за счет консолидации, а именно создание синергий за счет объединения операторов и их инфраструктуры на локальном и международном рынке. И 5G. Мобильная связь находится на пороге новой технологической революции с ожидаемым полномасштабным внедрением 5G, что потребует значительных капитальных затрат.
««Казахтелеком» уже прошел этап консолидации, активно вовлечен в цифровизацию своих услуг, конвергенции мобильной и фиксированной связи, ведет тестирование и рассматривает пути монетизации 5G связи. Компания постоянно развивает свою инфраструктуру для обеспечения потребителей доступом к контенту. Мы также ведем развитие смежных с телекоммуникациями областей, - рассказывает председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев. - Традиционный бизнес телекоммуникационных компаний постепенно уходит в прошлое, ставя перед компаниями новые задачи и открывая возможности для роста. Будущее отрасли напрямую связано с такими понятиями, как интернет вещей, облачные сервисы, переход на 5G, технологии Big Data, мобильные финансы, развитие конвергентных услуг, способы монетизации контента, рост ОТТ сервисов и многое другое».
По его мнению, так как группа компаний АО «Казахтелеком» в своей основе является провайдером инфраструктуры и предоставляет клиентам услуги связи и сервисы, которые базируются на основном активе – телекоммуникационной сети, то развитие смежных отраслей на базе телекоммуникационной инфраструктуры имеет экономический смысл, так как прогнозируемый рост в отдельных отраслях намного больше роста телеком-рынка.
Одной из таких ниш, в которой компания видит потенциал является электронная коммерция. Благодаря доступности интернета (покрытие по населению больше 97%), его низкой стоимости и высокой доле использования смартфонов (более 70%) рынок электронной коммерции развивается взрывными темпами. Используя доступ к широкой абонентской базе «Казахтелеком», развитие электронной коммерции может быть успешным.
Это подтверждает и статистика. Так в 2010 году, при проникновении интернета в 35%, объем интернет-торговли в Казахстане составлял 35 млрд тенге. К 2015 году показатели увеличились в 5 раз – до 194 млрд. тенге, надо учитывать, что в 2014 году комитет статистики изменил подсчет объемов реализации услуг через интернет и с 2015 года в расчет не берутся обороты интернет-банкинга. При этом проникновение интернета выросло только в 2 раза – до 71%.
Схожая динамика наблюдается и сейчас. С 2015 года среднегодовой рост ускорился до 30%. В 2016 году объем рынка интернет-торговли составил 226,44 млрд тенге. По итогам 2017-го доля пользователей сети интернет в Казахстане составила 78,2% против 76,8% годом ранее. А объем розничной, оптовой торговли и реализации услуг через интернет – 264,52 млрд тенге. Это на 16,8% больше показателей 2016-го. Число платежных карточек в обращении, по данным Нацбанка, достигло 19,4 млн тенге против 15,7 млн в 2016-м и 17,2 млн в 2015 году.
Пандемия COVID-19 только закрепила эту тенденцию и привела к значительному росту онлайн-торговли и увеличила продажи по каналам B2C. Повышение активности розничной торговли через интернет происходит в период вспышек заболеваемости и карантина. Увеличение продаж по каналам B2C особенно заметно в онлайн-продаже медикаментов, предметов домашнего обихода и продуктов питания.
По данным АО «Казпочта», объем рынка электронной торговли за I полугодие 2020 года составил 435 млрд тенге. Это составляет 9,4% от общего объема розничной торговли. До конца этого года ожидается на уровне 900 млрд тенге. К 2022 года этот показатель достигнет 1,9 трлн тенге, составляя около 13% от общего объема розничной торговли. Задачей, поставленной ранее, было довести долю электронной торговли в общей розничной торговле до 10% к 2025 году. Однако МТИ РК начал пересмотр целевого показателя доли электронной торговли до 15% к 2025 году, который будет отражен в Государственной программе развития торговли 2021-2025 гг. При этом, согласно данным Национального банка, по состоянию на 1 мая 2020 года объем безналичных операций в стране увеличился более чем в 2,5 раза и составил приблизительно 7,5 трлн тенге. Недавнее успешное IPO Kaspi.kz, который является лидером на рынке электронной коммерции в Казахстане с долей 46% (оборот 183 млрд. тенге) в 2019 году, подтверждает перспективность данной отрасли.
Поэтому совершенно естественным и своевременным, стратегическим шагом является приобретение в декабре 2017 года «Казахтелекомом» активов интернет магазина Chocomart.kz и Intermarket.kz у известной группы Chocofamily. Данные магазины развиваются в формате онлайн гипермаркета (компания продает товары партнеров через онлайн магазины).
На сегодняшний день, на Chocomart.kz размещены более 90 тыс. товаров. На интернет-магазине зарегистрировано более 500 тыс. пользователей. Доставка товаров осуществляется из Алматы по всей территории РК до двери либо до более чем 500 постаматов MyPost и Tastamat по РК. Существуют различные способы оплаты, в том числе посредством рассрочки и кредитования через банки-партнеры. Кроме того, товары Chocomart представлены во всех маркетплейсах банков второго уровня (Kaspi магазин, Fortemarket, Jmart) для обеспечения удобных покупок клиентами данных банков.
Ключевой вопрос стоящий сейчас перед компанией – это улучшение качества сервиса и доставки, а также увеличение ассортимента товаров, для чего планируется открыть филиал в Нур-Султане для локальной доставки товаров, что позволит сократить сроки доставки, увеличить клиентскую базу. «Абонентская база «Казахтелеком» сейчас составляет более 15 млн абонентов, поэтому с середины 2020 года начали пилотные проекты по развитию программы лояльности для фиксированных и мобильных абонентов группы компаний АО «Казахтелеком», где мы видим огромный синергетический потенциал», - заявили в компании.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.