Как не обесценить человеческий капитал?
Эксперты рассказали, что может препятствовать его развитию в КазахстанеПочему необходимо инвестировать в человеческий капитал? Что может препятствовать его развитию в Казахстане и какие проблемы на сегодняшний день могут быть недооценены? Об этом корреспондент «Капитал.kz» поговорил с экспертами.
Напомним, что на днях Всемирный банк презентовал обновленные данные по Индексу человеческого капитала (ИЧК) за 2020 год, где Казахстан демонстрирует относительно хорошие результаты. С 2010 года величина ИЧК выросла с 0,59 до 0,63. Другими словами, это означает, что ребенок, рожденный в Казахстане до начала пандемии, может достичь в среднем 63% от своего потенциального уровня производительности.
Однако представитель Центра исследований и консалтинга (CRC) Куаныш Жаиков полагает, что при расчете индекса человеческого капитала были недооценены два важных фактора, которые выходят за пределы образования и здравоохранения: ценности внутри общества и пространственный аспект. Такие выводы он сделал на основании проведенного анализа.
«Для таких стран, как Казахстан, подобные международные индексы применять нужно максимально осторожно, потому что РК очень крупная страна, а ее население рассредоточено по периметру. Когда мы сопоставляли социально-демографические показатели ЧК, то обнаружили, что в разных частях страны у нас по факту сформировался разный человеческий капитал. Например, между самым богатым и бедным регионом разница в 4 раза, в развитых странах – 1,5-2 раза», – объяснил Куаныш Жаиков.
Шолпан Айтенова, экономист:
Я считаю, что Куаныш Жаиков высказался более предметно, приведенный им анализ мог бы стать инструментом обоснования новых государственных политик. Он говорил о разнице в развитии регионов, что нельзя брать среднее значение по республике. Я с этим согласна, потому что доходы домохозяйств и рождаемость в регионах разные, проблемы тоже разные. Следовательно, в Казахстане не может быть одинаковых программ развития регионов и каждый регион или область должны составлять свою отдельную программу развития территорий и человеческого капитала и уже в соответствии с ней строить политики. Проблема также состоит в том, что у нас централизованная система госпланирования и развития. Например, каждый регион разрабатывает свои стратегические документы, такие как программа развития территорий, но они содержат в большинстве своем одинаковые индикаторы успешности, спущенные сверху министерством экономического развития. Таким образом, мы наблюдаем противоречие между централизованной системой госуправления и необходимостью учитывать местный контекст.
Индексы и доклады не имеют значения, если на основе их не вырабатываются новые политики и решения. Несомненно, потенциал в части развития человеческого капитала у нас есть, однако он требует больших усилий и пересмотра государственных задач.
Следует не просто вкладывать в образование и здравоохранение, а вопрос стоит в том, как вкладывать, как повышать качество. Также не должно быть образовательного неравенства среди обычных средних школ. Вкладывать в образование – не значит покупать много дорогих интерактивных досок и их не использовать. Необходимо выравнивать доступ к качественному школьному образованию за счет учета множества факторов.
Арман Бейсембаев, финансовый аналитик:
Мне удивительно, почему индекс человеческого капитала увеличивается. Если опираться на статистику, количество школ с 1990-х годов сокращается, притом что население растет.
Более того, по моему мнению, качество человеческого капитала падает. Если мы говорим, например, что из 100 студентов выпускается 98, на самом деле такой показатель не в пользу качества образования, а, наоборот, против него. То есть выходит, чтобы получить высшее образование – не надо прикладывать никаких усилий.
В Казахстане сейчас вложения в науку составляют менее 1% в ВВП, для сравнения: в развитых странах в эту сферу вкладывают как минимум 3-4%. По идее мы должны увеличить инвестиции более чем в 4 раза.
Также очень важно, чтобы теория совмещалась с практикой. У нас много выпускников, имеющих теоретические знания, которые на практике применить нельзя. Просто потому что учебные программы были устаревшими и, по сути, ненужными. Поэтому я считаю, что наше образование стремительно деградирует. Каждый год вот такого пробела в системе образования будет откатывать нас на десятилетие назад, ведь сейчас все стремительно меняется, инновационная наука развивается, появляется много новых разработок. А мы из этого ничего не берем. Более того, никто сейчас не хочет быть ученым или разработчиком – просто люди не видят в этих профессиях перспектив.
Ситуация плачевная и в сфере здравоохранения.
Таким образом, государство должно вкладывать больше в образование, медицину и науку, те отрасли, которые не зарабатывают, а не вмешиваться в частный сектор. Кроме того, необходимо повышать стандарты и требования, и не только к профессорско-преподавательскому составу, но и к студентам.
Конечно, нам есть куда подтягиваться. Давайте возьмем успешные западные практики и будем их не просто копировать, а внедрять их у себя адекватно.
Да, какие-то направления у нас улучшаются, но это скорее связано с мировыми тенденциями, а не с ситуацией в стране. Я думаю, в следующем году индекс человеческого капитала сильно ухудшится.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.