Авторынок во время пандемии: свет в конце тоннеля?
Карантин, вопреки прогнозам, пока не стал роковым для казахстанского авторынкаКазахстанский авторынок прошел испытание карантином на первый взгляд без глобальных потерь. Многие бренды не только отыграли отложенный спрос апреля, но и увеличили свои показатели в мае. Однако эксперты считают, что делать окончательные прогнозы пока рано. И радоваться тоже.
Средняя температура по больнице
По данным аналитиков АКАБ, карантин, вопреки прогнозам, пока не стал роковым для казахстанского авторынка. Напротив, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за первые пять месяцев нынешнего года он вырос на 6%. В январе-мае 2020 года официальные дилеры реализовали 28 040 новых легковых и коммерческих автомобилей на общую сумму 268,7 млрд тенге.
После относительно спокойного роста в январе и феврале авторынок почти на четверть вырос в марте. Продажи по сравнению с мартом 2019 года увеличились на 40%. Кумулятивные продажи в I квартале достигли 17 846 ед. (+30% к прошлому году). Во многом этот скачок оказался связан с ожиданием роста цен на фоне ослабления национальной валюты.
А вот в апреле казахстанский авторынок пережил крупнейшее месячное падение за всю историю статистических наблюдений АКАБ. За месяц официальные дилеры реализовали 1122 единицы легковых автомобилей и коммерческой техники. Что в шесть раз меньше, чем в марте.
Падение предопределили карантинные меры, связанные с пандемией COVID-19. Вследствие закрытия городов и целых регионов РК дилерские центры вынуждены были приостановить или ограничить свою деятельность. Но и это в конечном итоге принесло некую пользу: ситуация простимулировала бизнес и государство активно внедрять онлайн-торговлю и постановку на учет.
Однако это не значит, что автодилеры готовы полностью уйти в виртуальное пространство.
«Пандемия ускорила переход нашей компании в цифровое пространство. Мы пересмотрели бизнес-процессы и увеличили инвестиции в области digital-маркетинга, адаптировав практически все сайты наших дилерских центров под онлайн-продажи. Тем не менее переход на полностью дистанционную продажу автомобилей в Казахстане пока маловероятен. Это обусловлено предпочтениями клиентов. Для потребителей автомобиль остается значимым активом, а не просто средством передвижения. Кроме того, для нашего менталитета и национальных особенностей приобретение автомобиля - определенный ритуал. При этом мы отмечаем, что клиенты заинтересованы в расширенных онлайн-возможностях на стадии выбора машины», - прокомментировали ситуацию в казахстанской автомобильной группе Orbis Auto.
Вместе с тем в конце апреля, после того как в стране заработала первичная регистрация онлайн для официальных дилеров, на рынке появилась активность. И уже в мае продажи восстановились.
Причем в разных регионах восстановление идет по-разному. В частности, тяжелее всего Западному Казахстану. В северных городах ситуация сложилась значительно лучше. Например, многие автосалоны Костаная не прекращали свою работу во время карантина. Соответственно, Костанай вошел в тройку лидеров продаж по итогам апреля, опередив Алматы.
Пациент скорее жив
В разрезе брендов меньше всего кризис предсказуемо отразился на премиум-сегменте, который продемонстрировал стабильные продажи онлайн в период карантина в марте и апреле, а по итогам мая вернулся на уровень среднемесячного показателя.
К примеру, по итогам пяти месяцев 2020 года реализация автомобилей Cadillac сохранилась на уровне аналогичного периода прошлого года и составила 43 автомобиля, что для нашей страны является хорошим показателем. И если в апреле был продан только один автомобиль, то в мае, после завершения карантина, компания реализовала сразу 11 единиц, что, к слову является лучшим показателем нынешнего года. В январе-марте было продано 5, 9 и 7 единиц соответственно. В автоцентре Cadillac майский рост объясняют отложенным спросом. Проще говоря, люди приняли решение о покупке автомобиля, но поскольку для этого нужно было оформить кредит или покупку в трейд-ин, они просто не смогли сразу совершить сделку.
Примерно та же картина наблюдается у дилеров Audi и Porsche.
С начала года Porsche Center Almaty реализовал 35 автомобилей. Причем показатели апреля и мая ненамного ниже показателей трех предыдущих месяцев. Благодаря онлайн-продажам в апреле автодилер реализовал 60% от среднемесячного объема. В мае было продано 6 автомобилей, половина из которых пришлась на Panamera. Несмотря на то что флагманом в Казахстане всегда был и остается Cayenne, представители Porsche Center отмечают интерес казахстанских покупателей к юбилейному выпуску «четырехдверного купе».
У Audi Almaty продажи апреля составили два автомобиля, а в мае – пять. Четыре из них пришлись на крупный кроссовер Q8, и один – на новую модель бизнес-седана А6, которая только поступила в Казахстан.
Пациент ни жив ни мертв
Что касается массового сегмента, то здесь все не так радужно. К примеру, Toyota, несмотря на минимальные продажи, в апреле лидировала в общем зачете марок. Как нам рассказали в Toyota City Almaty, это стало возможным благодаря тому, что автодилер сумел быстро перестроиться на онлайн-продажи.
«Наш отдел продаж работал онлайн на протяжении всего карантина. Автомобили доставлялись покупателям на порталах. В основном покупки совершали клиенты, которые точно знали, что они хотят. Многие приобретали машины в качестве подарка. Объем продаж составил всего 10% обычного трафика, за исключением нашего автосалона в Костанае, который функционировал практически весь период карантина», - рассказал директор дилерского центра Игорь Вдовин.
При этом в мае отложенный спрос апреля Toyota не отыграла. По итогам года эксперты Toyota City прогнозируют снижение рынка на 25-30%.
Продажи бренда Nissan после падения в апреле не смогли вернуться к среднемесячным показателям в мае. В автоцентре Nissan Almaty прогнозируют снижение годовых продаж на 40%.
А вот Volkswagen и Hyundai в мае показали уровень выше среднемесячного.
В частности, Volkswagen закрыл апрель с минимальными показателями, зато в мае бренд значительно превысил показатели предыдущих месяцев.
Как рассказали в центре Volkswagen Almaty, клиенты по большей части приобретают автомобили в кредит. Кроме того, значительная доля продаж приходится на флитовые. Поэтому объем продаж в апреле был практически нулевым. Однако, как только возобновилась работа кредитных организаций, а также возобновили деятельность корпоративные клиенты, бренд перекрыл потенциал апреля.
Тем не менее в годовом выражении в автоцентре прогнозируют возможное падение продаж на 20%.
Пациент будет жить
В целом, несмотря на то что ситуация на казахстанском авторынке выглядит достаточно неплохо, радоваться пока рано, утверждают эксперты.
«Что будет с продажами по итогам года, сказать довольно сложно, трудно даже прогнозировать поведение покупателя в следующем месяце. С началом пандемии коронавируса многие клиенты изменили принятые ранее решения, значительная их часть вообще отложила крупные покупки на неопределенное время из-за сокращения личных доходов и экономической неопределенности. Поэтому не стоит ждать быстрого роста, восстановление спроса на автомобильном рынке будет небыстрым. По нашим предварительным оценкам, падение казахстанского авторынка по итогам 2020 года однозначно будет заметным, но для каждого автобренда оно будет разным - в среднем от 20% до 40%», - считает генеральный директор Orbis Auto Динара Искакова.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.