Выйдет ли КТЖ на IPO в 2023 году?
Председатель правления Сауат Мынбаев рассказал о ситуацииПредседатель правления АО «НК «Казахстан Темир Жолы» Сауат Мынбаев рассказал о планах компании по выходу на IPO. В компании остается много нерешенных проблем, рассказал он на пресс-конференции, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Как это будет в реалиях происходить, мне трудно судить. Но пока планово считается в 2023 году. Но для того чтобы выходить на IPO, нужны базовые условия, например, соответствующее финансовое состояние. Для любого инвестора интересны те дивиденды, которые он будет получать от вложенных средств. Но мы не платим дивиденды, и такая возможность появится только после выхода компании из (сегодняшнего. – Ред.) финансового состояния», — сказал Сауат Мынбаев на пресс-конференции по итогам деятельности компании.
Он полагает, что для выхода на IPO должна быть выстроена понятная система взаимоотношений с государством.
«То есть какова будет хотя бы на среднесрочный период тарифная политика, какова будет регуляторная среда, какие объемы субсидий будут сохраняться, они увеличатся или уменьшатся? Эти вопросы в долгосрочном формате не так чтобы очень ясно урегулированы», — рассказал он.
Тем не менее, по словам Сауата Мынбаева, в компании руководствуются правительственными документами.
«Мы следовали и будем строго следовать этим предписаниям. Если есть какие-то риски по 2023 году, то наша обязанность своевременно поднимать эти вопросы перед правительством», - сказал глава КТЖ.
Ранее первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан Смаилов сообщал, что выход на IPO КТЖ может быть отложен на 2023 год. Говоря о проблемах КТЖ, не дающих компании выйти на IPO в 2020 году, он назвал долговую нагрузку перевозчика. Как пояснял Алихан Смаилов, правительство планирует провести реструктуризацию долгов КТЖ - валютные долги будут заменены на долги в тенге внутри страны.
Председатель правления «Казахстан Темир Жолы» Сауат Мынбаев также рассказал, что в настоящее время парк вагонов национальной компании составляет 2240 штук. Большая их часть почти подошла к моменту списания.
«Вопрос нехватки вагонов — его быстро решить невозможно. По состоянию вагонов – либо требуются новые вагоны, либо капитальный восстановительный ремонт, на это тоже требуется время. Тем не менее в этой сфере определенные результаты у нас есть», — сказал Сауат Мынбаев на пресс-конференции.
По его словам, большое количество вагонов на балансе компании «возрастные, со сроками, подошедшими к моменту списания».
«До 2028 года будет списано порядка 950 вагонов. Для восстановления выбывающих вагонов по приобретению разработана стратегия обновления. Она предполагает приобретение по 100 вагонов ежегодно, в ближайшие годы – около 500 вагонов», — уточнил Сауат Мынбаев.
В целях экономии намечается и параллельный капитально-восстановительный ремонт более 200 вагонов.
«Эта работа начата. Мы уже в 2019 году обновили четыре состава пассажирских поездов новыми вагонами производства Тверского завода. В этом году будет разыгран тендер среди возможных поставщиков вагонов. Условием тендера будет их сборка на заводе «Тальго». Сейчас он называется «Тулпар», поскольку мы прекратили контрактные отношения с компанией «Тальго», — отметил Сауат Мынбаев.
Кроме этого, в компании занимаются повышением сервиса на пассажирских поездах. Сюда относится более качественное постельное белье, новые матрасы - водонепроницаемые и огнебиозащитные, а также универсальные флисовые одеяла.
«Были разработаны новые международные стандарты. В середине прошлого года проведен тендер. К 1 ноября, а по некоторым направлениям к середине ноября, поезда были экипированы новым мягким съемным инвентарем», - рассказал глава КТЖ.
По словам Сауата Мынбаева, из-за вспышки коронавируса перевозчик понес серьезные потери в феврале этого года, что несомненно отразится на финансовом состоянии компании.
«Грузовые перевозки не останавливались, но тем не менее снижение грузооборота есть, мы не можем отрицать влияние (коронавируса). Иногда оно существенное. Если говорить о контейнерном транзите, то по февралю по сравнению с прошлым годом снизился на 39%. Это большая сумма», – сказал председатель правления, добавив, что контейнерный транзит для компании наиболее доходная статья.
Однако «Казахстан Темир Жолы» еще может нарастить грузооборот в ближайшее время.
«КТЖ примет достаточно усилий для наращивания этого грузооборота», – пояснил Сауат Мынбаев.
В феврале 2020 года сообщалось, что Казахстан включили в список стран, уязвимых к прямым неблагоприятным экономическим потерям из-за вспышки коронавируса.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.