Как глобальные тренды влияют на рынок электроники РК

Новинки начинают продаваться в стране через неделю после старта продаж
Фото: Руслан Пряников

Мировой рынок носимых устройств задает тренды и получает эффективные результаты. По прогнозным данным агентства консультационных услуг IDC, глобальный рынок носимых устройств в 2019 году достиг 305,2 млн единиц – на 71,4% больше в сравнении с прошлым годом –178 млн единиц. Через три года, как цитирует IDC аналитический портал ranking.kz, он вырастет до 489,1 млн единиц. Совокупный среднегодовой темп роста за пять лет составит 22,4%. При этом в основе роста рынка носимых устройств лежит резкое снижение средних продажных цен.

Казахстанский рынок электроприборов находится под влиянием мировых трендов. И если речь идет о беспроводной гарнитуре для мобильных телефонов, смарт-часах и других носимых устройствах, то они, наравне с глобальными рынками, набирают популярность и на отечественных прилавках. При этом мировые новинки продаются в стране через неделю после старта продаж. Буквально несколько лет назад, как отмечают участники отечественного рынка бытовой техники и электроники, казахстанские потребители могли приобрести самые современные гаджеты только через три – шесть месяцев после мирового запуска реализации. «В прошлом году Казахстан был во второй волне старта продаж нового IPhone популярного бренда. Это качественный показатель как покупательского спроса, так и развития рынка», – отметил Артем Копылов, коммерческий директор специализированной торговой сети магазинов электроники и бытовой техники Mechta.kz.

Быть, а не казаться

Подавляющее большинство сегментов рынка бытовой техники и электроники близко к насыщению. В основном покупки совершаются для обновления техники. Наиболее высокий потенциальный спрос зафиксирован на телевизоры нового поколения и смартфоны. По данным агентства по маркетинговым исследованиям и консалтингу Alvin Market, одним из существенных драйверов рынка является развитие потребительского кредитования и предоставление ретейлерами условий оплаты в рассрочку. В ближайший год 12% населения намерены получить кредитные средства. Из них 26% планируют получить кредитные средства для покупки бытовой техники и электроники.

«Сам факт, что у клиентов есть возможность приобрести электронику без переплат, влияет на покупательский спрос. Банки через потребительские продажи предоставляют рассрочку на электронику и бытовую технику от 3 до 24 месяцев. Это, в свою очередь, является неким драйвером роста продаж», – подтверждает статистику Артем Копылов. 

За последний год опыт онлайн-покупок был у 32% казахстанцев. При этом опыт дистанционного приобретения бытовой техники и электроники зафиксирован только у 5% из них, делится исследованиями Alvin Market. Условно проблемы, которые мешают более быстрому развитию электронной торговли, специалисты делят на две составляющие: технологические и поведенческие. Технологические – это все, что связано с процессами приема заказов, организации платежей, осуществления доставки. Поведенческие – это все, что связано с навыками покупателей как интернет-пользователей, их готовностью выбирать товары или услуги и оплачивать дистанционно.

«Осуществляя онлайн-заказ техники, 40% интернет-пользователей оплату производят без использования онлайн-инструментов, то есть наличными или через банковскую карту курьеру. При покупке бытовой техники и электроники потребители во многих случаях сначала подбирают модель в офлайн-магазине, а уже затем заказывают ее онлайн, чтобы сэкономить. Электронная коммерция развивается с начала 1990-х, но до настоящего момента она не охватила весь потребительский рынок Казахстана», – говорит Наталья Оспанова, директор Alvin Market.

Из чьих будешь?

Для поколения бэби-бумеров процесс или вернее ритуал покупки остался прежним и не изменится с усилением онлайн-торговли, считают маркетологи . Пока диджитализация не может совсем заменить офлайн- рынок. Одна из причин заключается в том, что бэби-бумеры хоть и активно осваивают новые технологии, но не готовы приобретать дорогостоящие покупки, в том числе и электронику, онлайн. Это актуально как для поколения X, так и для поколения Z.

«Компании, осознавая ситуацию, пробуют простимулировать рост продаж, минимизируя риски. Например, Ali-express тестирует в России новые условия, по которым можно вернуть товар максимально быстро и без проволочек. Если эксперимент удастся, то мы можем провести его и в Казахстане. Кроме того, формат торговых центров тоже некоторым образом влияет на рост онлайн-продаж. Семьи проводят выходные в торговых центрах, пользуясь возможностью и развлечься, и совершить покупки, и поесть, и получить сервисные услуги (банкинг, химчистки, автомойки) – и все это в одном месте. Это тоже продлевает жизнь офлайна, хотя некоторые эксперты прогнозируют трансформацию бутиков в шоу-румы», – прогнозирует Кирилл Куницкий, основатель международной образовательно-консалтинговой компании «Бизнес Конструктор».

Важный тренд, который наблюдается на сегодня в глобальном ретейле – поиск новых форматов и каналов коммуникаций. Именно этим обусловлено взаимное проникновение офлайн и онлайн-рынков. Офлайн-проекты выходят в онлайн, экспериментируя с маркетплейсами, а онлайн осознает необходимость присутствия в офлайн-пространстве, поскольку это дополнительные каналы коммуникаций и возможность побороться за дополнительные аудитории. При этом, считают представители рынка электроники, на казахстанском рынке электроприборов на сегодня наблюдается жесткая конкуренция. В крупных и развитых городах, где рынок продаж сформирован, магазинам электроники становится тесно. То есть лидеры рынка ежегодно ставят цели как на наращивание объемов сбыта, так и на рост компании в целом. Для того чтобы они были реализованы, компании корректируют ценообразование и улучшают сервис. Но самым заметным трендом рынка, способного стимулировать физический рост сети, является открытие точек продаж в региональных и областных городах.

Казахстанский рынок среди стран СНГ находится на третьем месте по привлекательности для производителей электроники и бытовой техники после России и Украины. Если говорить о Центральной Азии, то экономика страны, в сравнении с Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, самая развитая в регионе, и российские компании с интересом поглядывают на отечественный рынок. И здесь, с учётом имеющихся в рамках Таможенного союза ЕАЭС, их возможности прийти и остаться увеличиваются. «Но на сегодняшний день этого еще не случилось, – говорит Артем Копылов. – Возможно, на российском внутреннем рынке есть еще резервы развития данной отрасли торговли».

Отечественный рынок бытовой техники и электроники максимально зависит от процессов и факторов, которые происходят в мире. Самым важным моментом здесь является то, что практически вся продукция производится за рубежом и покупается соответственно в валюте, и далее пересчет происходит на национальную валюту – тенге. Данный фактор –  чувствительный момент для покупателя. Обычно цена на товары в магазинах поднимается не сразу, но следующая партия рассчитывается с учетом нового курса валюты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤