Как изменились цены на продукты, лекарства, электронику и стройматериалы
В PwC представили анализ по итогам 2023 годаС декабря 2022 по декабрь 2023 года в среднем цены выросли на 10% на основные продукты питания, на 3% – на лекарства и медикаменты, на 11% – на электронику и бытовую технику и на 24% – на строительные материалы. Об этом говорится в исследовании PwC «Анализ изменения цен в Республике Казахстан», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Анализ был проведен в январе 2024 года.
«В феврале 2023 года, по данным Бюро национальной статистики (БНС), уровень инфляции достиг 21,3%, что является максимальным значением за последние 26 лет – с 1997 года уровень инфляции не превышал отметки 20%», – подчеркивает партнер и руководитель консультационной практики PwC в регионе Евразия Наталья Лим. После достижения пикового значения уровень годовой инфляции начал постепенно снижаться и составил 9,8% по итогам декабря, добавляет она.
Основные продукты питания
«Темпы роста цен на продукты питания в годовом выражении остались прежними (10%) – аналогичный темп роста был отмечен в первом полугодии 2023 года», – резюмирует Наталья Лим.
По данным БНС, в декабре 2023 года инфляция за год замедлилась и составила 9,8%, что на 10,5 процентного пункта ниже аналогичного периода 2022 года, замечают в PwC. Цены на продукты питания в декабре 2023 года выросли на 9% по сравнению с январем того же года. Этот прирост значительно меньше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, когда с января по декабрь 2022 года увеличение составило 40%. В целом годовое изменение цен в декабре 2023 года равняется 10%.
Ниже представлено изменение цен на основные продукты питания местного и зарубежного производства в декабре 2023 года к декабрю предыдущего года. В PwC пдчеркивают, было проанализировано 3487 уникальных единиц товара.
В PwC отмечают значительный годовой рост цен в нескольких подкатегориях товаров: сыр (+48%), сливочное масло (+47%) и помидоры (+47%). Это изменение объясняется расширением ассортимента товаров на рынке, в основном за счет появления импортных продуктов, а также влиянием сезонных колебаний цен на овощи и фрукты. Однако цены на такие товары, как: хлеб (-40%), мясная консервация (-34%) и свекла (-24%) снизились.
На рынке импортных товаров наблюдается общий рост цен на 8%. Наибольший прирост стоимости продемонстрировали сливочное масло (+75%), бананы (+72%) и рис (+56%). «Продукция казахстанского производства также подорожала на 10%. Среди отдельных локальных товарных категорий с наибольшим увеличением цен выделяются макаронные изделия (+58%), сыр (+49%), а также помидоры (+47%)», – обращают внимание в PwC.
По информации БНС, общий объем импорта продовольственных товаров с января по ноябрь 2023 года составил около 4,4 млрд долларов. Из этой суммы на сахар, шоколад и мучные изделия приходится наибольшая доля в 18% (по 6% на каждую из категорий). При этом объем импорта некоторых продуктов питания* в количественном выражении (в тыс. тонн/литров) вырос с января по ноябрь 2023 года в среднем на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, тогда как объем импорта этих продуктов в денежном выражении снизился на 7%, составив примерно 377 млн долларов.
* Согласно предварительным данным stat.gov.kz,
включая:
- воды, включая минеральные и газированные, содержащие
добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ, и
прочие безалкогольные напитки, за исключением фруктовых или овощных соков
товарной позиции 2009;
- пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней,
овец, коз, лошадей, ослов, мулов или лошаков, свежие, охлажденные или
замороженные;
- фрукты и орехи, подвергнутые или не подвергнутые
тепловой обработке в кипящей воде или на пару, замороженные, с добавлением или
без добавления сахара или других подслащивающих веществ;
- мука из зерна прочих злаков, кроме пшеничной или
пшенично-ржаной;
- крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков;
- какао-порошок без добавок сахара или других
подслащивающих веществ;
- чай со вкусоароматическими добавками или без них;
- молоко и сливки, несгущённые и без добавления сахара
или других подслащивающих веществ.
Лекарства и медикаменты
Анализ изменения цен на лекарства и медикаменты в Казахстане показал, что средняя стоимость увеличилась на 3% в декабре 2023 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако динамика цен в разрезе категорий медикаментов значительно отличается: препараты от боли и воспалений показали рост в 9,6%, в то время как цены на препараты для желудка, кишечника и печени снизились на 5,1%. Анализ включал 740 уникальных единиц товара, сообщают в PwC.
В течение 2023 года на фармацевтическом рынке РК наблюдался умеренный рост стоимости лекарств в категориях обезболивающих и противовоспалительных, противомикробных препаратов, средств от простуды и насморка. В таблицах ниже отражены пять наименований товаров, стоимость которых продемонстрировала наибольший рост и снижение с декабря 2022-го по декабрь 2023 года.
Электроника и бытовая техника
Анализ изменения цен на электронику и бытовую технику включает в себя такие подкатегории, как смартфоны и гаджеты, ноутбуки и компьютеры, ТВ, аудио, видеотехнику и бытовую технику. Анализ включал 4008 уникальных единиц товара, делятся в PwC.
В целом результаты анализа показали повышение цен на 11% в декабре 2023 года к декабрю предыдущего года. Такая динамика может быть обусловлена тем, что эта категория товаров имеет специфический подход к определению ценовой политики – в большинстве случаев снижение цен происходит из-за выхода новых моделей техники.
В PwC обращают внимание на увеличение цен в таких категориях товаров, как аудиотехника (+35%), хранилище данных (+25%), планшеты и электронные книги (+24%). Рекордный рост цен показали товары категории «умный дом» (+4400%), что обусловлено появлением на рынке новой дорогостоящей продукции, в частности электронных замков с функцией распознавания лиц, которые импортируются из Нидерландов. «Интересно отметить, что снижение цен наблюдается исключительно в категории периферийные устройства (-3%)», – говорится в отчете.
Около 82% товаров, попавших в анализ (4008 уникальных единиц), включают в себя товары из таких стран, как Китай (27%), США (21%), Южная Корея (18%), Тайвань (10%) и Япония (6%). Наибольший прирост цен отмечен у товаров из Японии (4%). При общем снижении цен на смартфоны и компьютеры из других стран цены на технику этих категорий, произведенных в Японии, повысились на 6% и 16%, соответственно.
Строительные материалы
Анализ данных выявил, что в декабре цены на строительные материалы повысились на 24% по сравнению с декабрем предыдущего года. Самое значительное повышение цен наблюдалось в подкатегориях крепежные изделия и метизы (69%), строительная химия (44%), а также цепи, веревки и канаты (43%). Сравнительный анализ изменений цен в различных странах показал что продукция, поступающая из Польши и Финляндии, подорожала больше всего – на 71% и 57%, соответственно. В рамках анализа была рассмотрена 1951 уникальная единица товаров.
Методология и подход к анализу
Основные продукты питания
В анализе были использованы данные по продуктам питания в крупных онлайн-магазинах*, включающие категории, подкатегории и наименования. Категории и подкатегории продуктов в основном были выбраны из перечня минимальной продуктовой корзины (всего 9 категорий и 38 подкатегорий) с условием наличия достаточного количества данных за период с декабря 2022-го по декабрь прошлого года.
*В 2023 году ассортимент товаров, представленных в крупных онлайн-магазинах, был значительно расширен. Из-за этого в отчете за 12 месяцев 2023 года был увеличен объем данных и произведены корректировки в группировке товаров для более точного отражения товарной корзины.
«Наш анализ сфокусирован на продуктах питания низкого ценового диапазона. Таким образом, в анализ попали
продукты, чья цена не превышала сумму
минимальной цены и 25%-й разницы между минимальной и максимальной ценой», –
сообщается в исследовании PwC. Расчет средней цены по каждой подкатегории продуктов был
проведен следующим образом:
- определение и удаление наименований продуктов, цена
которых лежит аномально далеко от других цен в наборе данных;
- определение и удаление продуктов, превышающих низкий
ценовой диапазон;
- расчет средней цены по подкатегориям продуктов в каждом
анализируемом периоде.
Остальные категории товаров
Анализ также включал в себя такие категории, как лекарства и медикаменты (всего 7 категорий), электроника и бытовая техника (всего 4 категории и 17 подкатегорий), строительные материалы (всего 11 категорий). Эти категории были проанализированы в период с декабря 2022-го по декабрь 2023 года.
Чтобы проанализировать изменение цен в этих категориях, в PwC сравнили цены аналогичных товаров из-за невозможности привести такие товары к единой единице измерения. Выборка товаров была сделана таким образом, чтобы одни и те же товары присутствовали в большинстве анализируемых периодов/месяцев. При этом анализ учитывает только те категории и/или подкатегории товаров, чей удельный вес в общем количестве анализируемых товаров является не ниже определенного лимита, который отличается для различных категорий товаров. Для экстраполяции недостающих данных были взяты средние значения цен и изменения цен на товары той же категории с учетом бренда, страны производства, категории и/или подкатегории.
Подход также включает определение и удаление на разных этапах анализа товаров с аномальной разницей в цене в течение различных периодов. Для оценки фармацевтического сегмента из перечня рассматриваемых продуктов были исключены медицинские изделия высокой ценовой категории.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.