Качественного топлива в стране стало больше
Как модернизация трех НПЗ повлияла на топливный рынок и экономику страныОбновлением капиталоемкой, технологически сложной нефтеперерабатывающей промышленности, которая оказывает решающее воздействие на экономическое развитие Казахстана, называют модернизацию Атырауского, Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов. Глобальную перезагрузку всей нефтеперерабатывающей отрасли, которая завершилась в прошлом году, эксперты считают одной из самых стратегически важных инвестиционных проектов последних лет.
На НПЗ были применены передовые лицензионные технологии в области переработки нефти фирм «ЮОП» (США), «Аксенс» (Франция), «Фостер Уиллер» (Италия) и т. д. При этом масштабная реконструкция производственных мощностей совпала с периодом низких цен на нефть, но производство при этом не останавливалось ни на одном из заводов. Основным итогом проведенной модернизации стало полное обеспечение топливом внутреннего рынка Казахстана. Как результат - дизельного топлива в стране стало производиться больше. К примеру, производство бензина выросло почти в два раза – с 2,9 млн тонн до 5,5 млн тонн в год. При этом внутреннее потребление республики составляет 4,2 млн тонн. Более того, заводы стали выпускать большее количество авиакеросина марки РТ с возможностью производства международного топлива Jet A1.
Достижением модернизации называют и производство высокооктанового бензина. На сегодня октановое число бензина, который выпускается на отечественных нефтеперерабатывающих заводах, от 92-го и выше, вся продукция соответствует экологическим стандартам К4 и К5 (аналог Евро-4 и Евро-5). Содержание вредных веществ в составе отечественного бензина снизилось в 200 раз.
Финансирование проекта, более $6 млрд, осуществлялось без привлечения бюджетных средств. Часть из них составляли собственные средства КазМунайГаза, остальная часть заимствована у Банка развития Казахстана, Экспортно-импортного банка Китая и Японского банка международного сотрудничества.
Эксперты отмечают и технологическую сложность, длительность и большой объем строительно-монтажных работ, проводимых в непосредственной близости от действующих производств НПЗ. При работах учитывалась и необходимость полной интеграции новых и существующих объектов заводов. Например, на АНПЗ построены 24 новые технологические установки и более 50 объектов общезаводского хозяйства. Основное внимание уделялось высокой квалификации ЕРС подрядчика, который обеспечил бы в этих условиях (монтаж достаточно большого количества сложных узлов, включая блоки высокого давления, толстостенные трубопроводы большого диаметра специальных марок стали и т. д.) необходимые темпы работ для ускорения строительно-монтажных работ и завершения проектов в установленные сроки.
Ведущие инжиниринговые компании КНР были задействованы в проектах модернизации Шымкентского и Атырауского НПЗ. Так, генеральным подрядчиком по ЕРС контракту на Шымкентском НПЗ выступила компания Сhina Petroleum Engineering&Construction Corporation (далее – CPECC), дочерняя компания второго участника/партнера корпорации CNPC.
Что касается модернизации Атырауского НПЗ, здесь подрядчиком по ЕРС контракту выступал консорциум компаний Sinopec Engineering Group (Китай), Marubeni Corporation (Япония), АО «НГСК «КазСтройСервис» (Казахстан). Справедливости ради необходимо отметить, что китайские партнеры, принимавшие участие в реализации проектов модернизации НПЗ РК, входят в топ-50 мировых инжиниринговых и строительных компаний мира. В реконструкции ПНХЗ принимала участие компания NFC (Китай).
Итог модернизации – не только обновленное производство, увеличенная глубина переработки и качественные нефтепродукты в необходимом объеме на основании новых лицензионных технологий, но и обеспечение светлыми нефтепродуктами РК на ближайшее десятилетие с учетом прогнозируемого потенциала роста потребления.
Обеспечено производство базового сырья для нефтехимических производств – параксилола, бензола, которые являются сырьем для дальнейшего развития нефтехимического кластера в РК. Также стоит отметить и положительное влияние на экологическую ситуацию в крупных городах Казахстана, с учетом выпуска нефтепродуктов, соответствующих экологическому классу К4, К5, где исключены вредные соединения серы, ароматических углеводородов и т. д.
Большой прорыв сделан и в сфере перехода на лучшие мировые стандарты обеспечения культуры эксплуатации промышленных объектов нефтепереработки – это касается программ в области безопасности и охраны труда, соблюдения экологических норм.
Кроме того, сегодня АНПЗ и ПНХЗ находятся в тренде цифровизации производства. На заводах внедрены системы управления производственными процессами MES, cистема управления техническим обслуживанием и ремонтом IBM MAXIMO, система управления инспекциями и обеспечения надежности Meridium APM, система оптимизационного планирования производства на базе программного обеспечения Spiral. Это позволяет значительно сокращать операционные затраты.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.