Что происходит на туристском рынке Казахстана в преддверии летнего сезона?
В интервью «Капитал.kz» рассказала Асель НуркебаеваЗадержки и отмены авиарейсов, облагаемые взносами туроператоры, равнодушие профильных структур к проблемам рынка – все это лишь часть вопросов, которые сегодня стоят перед участниками туристского сегмента. А впереди пора летних отпусков, и какой она выдастся в этом году, президент Ассоциации туристских агентств Казахстана Асель Нуркебаева не берется прогнозировать. Есть четкие тренды, есть давно обозначенные конфликтные моменты в отрасли, есть статистика. Но нет решений. Обо всем по порядку – в интервью эксперта корреспонденту «Капитал.kz».
- Асель, давайте начнем с общей картины. Какими тенденциями сегодня отмечен туристский рынок Казахстана? Что происходит в этом сегменте? Какие законодательные новшества заработали, как себя чувствует в целом рынок?
- Изначально хочу расставить все точки над i. О каком туризме мы сегодня будем разговаривать? Нужно понимать, что ситуацию и тенденции выездного туризма никак нельзя сравнивать с въездным и внутренним. Везде проблемы разные.
Если говорить в целом о том, что происходит сегодня на туристском рынке Казахстана: за последние 2 года ситуация на выездном рынке установилась довольно стабильная, несмотря на протесты против некоторых нововведений, по большей части это касается деятельности корпоративного фонда «Туристік камкор». Рынок туруслуг в выездном формате переживает процессы трансформации, которые происходили в той же России, к примеру, 5 лет назад. Это обусловлено расширением и сужением рынка одновременно. Сегодня более предприимчивые и профессиональные топы переходят на другой уровень, путем предоставления более качественных услуг по международным стандартам. Большую роль в этом играет цифровизация: появилось больше онлайн-платформ ОТА – Online travel agencies, что отвечает требованиям времени, и Казахстан начал хорошее движение в этом направлении. Также туроператоры стали открывать свои уполномоченные агентства франчайзи, что позволяет законодательно присутствовать в турагентском сегменте и работать с туристами напрямую. Что касается небольших турагентств, то они постепенно исчезают или объединяются в партнерские сети.
- Пока мы с вами говорим о выездном туризме, определим популярные направления…
- Как и всегда, в предстоящем летнем сезоне неизменным лидером будет Турция, несмотря на то, что цены на отдых в этой стране поднялись. Удорожание связано не только с переходом на расчеты в евро, но и спросом из России и Украины. Мест в гостиницах уже сейчас не так много, и для турецких отелей нет смысла выкидывать горящие туры и акции. Вторым по значимости направлением сейчас является Египет, который активно продвигается на казахстанском рынке и имеет собственные чартерные программы. Также хорошей тенденцией стало появление на рынке возможности пакетного бронирования у казахстанских туроператоров туров на регулярных рейсах по направлениям: Мальдивы, Испания, Чехия, Франция, Португалия, ОАЭ,Доминикана, Черногория, Малайзия, Индонезия. Отмечу, что еще 3-4 года назад этого не было. Из-за изменений в профильном законе 2015-2017 годов создание индивидуальных туров самими турагентами стало невозможным, и как следствие – у крупных туроператоров не было предложений по вышеперечисленным мною направлениям – все это отголоски законодательных новшеств. Но сейчас спрос диктует свои условия, и на прилавках туроператоров появились и будут появляться индивидуальные,экскурсионные пакеты с регулярными рейсами. Например. у «Интуриста» появилось целое подразделение PREMIUM, AnexTour продвигает Доминикану через Россию, Pegas-touristik начал продавать экскурсионные туры в Узбекистан, Kompastour продает туры в Грузию, Азербайджан, Словению, Черногорию.
- Давайте вернемся к фонду «Туристік камкор», как складываются отношения с туроператорами в рамках его работы? О каких протестах вы говорите?
- В 2016 году был основан корпоративный фонд «Туристік камкор», который является оператором системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма. Нововведение было воспринято рынком «в штыки». Причем крупные и устойчивые на рынке туроператоры незамедлительно последовали букве закона и предоставили все необходимые банковские гарантии, стали отчислять взнос за каждого туриста в фонд. В общей сложности сейчас здесь 50 туроператоров и 4 в процессе переоформления гарантии. Другие же участники рынка, имеющие туроператорскую лицензию, до сих пор не соблюдают законодательство. Таких около 56. Под, скажем так, предводительством Казахстанской туристской ассоциации эти туроператоры открыто игнорируют исполнение закона, и данное противостояние длится уже не первый год. Возникает вопрос: могут ли общественные организации саботировать рынок на несоблюдение законодательства? Или все-таки за обеспечение соблюдения законодательства у нас отвечает Комитет индустрии туризма при министерстве культуры и спорта? Оставлю этот вопрос открытым на страницах вашего издания…
- Технически как отрабатывается партнерство фонда с туроператором и туристом в конечном итоге?
- При оформлении каждой путевки автоматически туристу присваивается туркод. Он состоит из 11-13 (в зависимости от страны выезда) буквенно-цифровых символов. Этот шифр уникален для каждого туриста. При возникновении экстренного случая человек связывается с фондом, сообщает номер своего туркода и ждет оказания экстренной помощи в течение 24 часов. Туркод может выдаваться как на отдельном листе, так и быть вписанным в путевку. Все казахстанские турагентства, которые являются членами «Туристік камкор», обязаны выдавать туркод на каждого человека при покупке путевки. За это не взымается дополнительная плата, сам туроператор оплачивает за каждого туриста в фонд в размере 0,5 МРП. В противном случае деятельность турфирмы считается нелегальной и не обеспечивающей вашу полную безопасность во время отдыха за рубежом. Другими словами, по задумке, туркод гарантирует ваш возврат на родину ближайшим рейсом при любой сложившейся ситуации в стране пребывания. За все время работы фонда счетчик туркодов по разным направлениям на сегодняшний день достиг показателя в 691 488.
Очень важно здесь подчеркнуть вопрос участия в этом процессе курирующего госоргана. И на этот счет у меня немало критики. Комитет индустрии туризма при министерстве культуры и спорта не имеет никакого влияния на рынок выездного туризма, потому что нет компетенции и желания, на мой взгляд, регулировать и контролировать рынок на предмет появления мошенников и банкротов. На примере государственного реестра турагентов, который должен вестись в связи с отменой лицензий и переходом на уведомительный порядок, на сегодняшний день он обновлялся в последний раз 4 мая 2018 года (!). Я не говорю уже о выдаче действующих лицензий, которую невозможно забрать за нарушения. По законодательству только через решение суда. Сейчас лицензии туроператорам вообще хотят отменить и перевести, как я уже сказала, в уведомительный порядок. Я просто не представляю, с какими проблемами мы столкнемся в будущем. Так может фонд «Туристік камкор» все-таки не должен нести ответственность за то, что система кривая в целом? И негатив на рынке вызван искусственно?
- Асель, что еще формирует негативный фон в развитии рынка? Если говорить о проблемах в обеспечении авиаполетов, насколько авиаперевозчики готовы к лету?
- Состояние авиации в Казахстане также оставляет желать лучшего. Начиная с ужасного состояния аэропортов, ухода крупных авиаперевозчиков с рынка и заканчивая авиапарком всей республики. С момента запрета на иностранные чартеры прошло много времени, и, по сути, у нас осталось два казахстанских перевозчика – «Эйр Астана» и SCAT, которые исторически поделили рынок на регулярные и чартерные частоты. Каждый туристский сезон начинается с задержек и отмены рейсов, что неблагоприятно сказывается на lesure-сегменте (досуговый отдых – прим. авт.). Турагенты занимаются не продажами туров, а пересадкой туристов на другие рейсы по 3-4 раза. Такая ситуация недопустима, так как в туризме все зависимы друг от друга, по цепочке: туроператор – от авиакомпании, турагент – от туроператора, турист – от турагента. Но если говорить, что бизнес в авиасегменте не предпринимает никаких мер для улучшения ситуации, тоже будет неправильно. Например, авиакомпания SCAT сейчас в подвешенном состоянии в связи с запретом на эксплуатацию Boeing 737 MAX, а сезон уже начался, и надежда была еще на 3 новых самолета. Но оказавшись в непростой ситуации, компания справляется с проблемой самостоятельно. Авиационные власти Казахстана, в свою очередь, не предпринимают никаких мер по поддержке второго по значимости перевозчика в стране. Тем не менее авиакомпания продолжает строить планы и надеется на снятие запрета уже к июню.
Еще один вопрос – дороговизна авиабилетов по таким востребованным направлениям, как Москва, Стамбул, Пекин, страны ЕС. Ситуация объясняется отсутствием конкуренции, что позволяет перевозчикам задирать цены, так как другого выбора попросту нет.
- Как обстоят дела по внутреннему и въездному туризму?
- Данная тема постоянно обсуждается почти на всех совещаниях. Кривая статистика – главная проблема в развитии казахстанского туризма. Изучая отчеты комитета статистики, диву даешься, насколько красивая картина у нас по въездному туризму. Мы якобы опережаем такие страны, как Грузия и Азербайджан. Но на самом деле все не так прекрасно. Если рассуждать на примере только Алматинской области, в разрезе количества мест размещения: число койко-мест в реальности гораздо больше. Если комитет статистики их не учитывает, значит – по ним нет отчетности. Это, в свою очередь, дает понимание, что существует теневизация. Реальный вклад в экономику от индустрии туризма на данный момент невозможно посчитать и оценить. Рынок не расширяется и не сужается, он просто в беспорядке. Не имея четкого представления о том, сколько гостиниц у нас функционирует, как можно создать стратегию по продвижению туризма на международных рынках? Мы абсолютно неконкурентоспособны, даже если «вбухаем» миллионы в продвижение и рекламу. Отсутствие нормальной, справедливой статистики препятствует притоку инвестиций в отрасль. Никакой здравомыслящий бизнесмен не будет вкладывать в строительство горнолыжных курортов и гостиничных сетей, не имея в распоряжении реальных цифр.
- Кстати, касательно инвестиций. Как вы оцениваете отрасль туризма как бизнес-нишу, насколько она привлекательна для предпринимательства?
- Туризм станет интересен как бизнес-ниша тогда, когда будут установлены правила игры, а законы будут действовать для всех. Когда станут работать стандарты, а качество обслуживания будет хотя бы на уровне стран СНГ. В развитых странах туризм является одной из самых прибыльных отраслей экономики, где расходы в продвижение и инфраструктуру окупаются в трехкратном размере. Самая главная роль в этой партии отведена государству, законам и гарантиям. Понимание всех этих процессов в туризме и сделает отрасль привлекательной для бизнеса.