Как городской транспорт становится «умным»
Мониторинг в режиме реального времени за скоростью, маршрутом и ситуацией в салоне может появиться в общественном транспорте казахстанских городов«Умные» системы помогут сделать поездку в общественном транспорте более комфортной и безопасной. Компании «Кселл» и «Казахтелеком» продемонстрировали возможности «умного автотранспорта» участникам выездного совещания акимов областей и городов Казахстана в городе Акколе Акмолинской области.
Безопасность, удобство платежей для пассажиров и сокращение расходов транспортных организаций - это три основные проблемы, которые решает «Кселл» в сфере городского транспорта. Подробнее этот вопрос прокомментировал директор департамента развития бизнес-рынка АО «Кселл» Вадим Лю. Он также рассказал о новой системе заместителям акимов областей.
«Мы предлагаем готовое решение, которое поможет акимам городов построить эффективную систему управления муниципальным транспортом по принципу «умного города». Но главное, наш продукт способен повысить комфорт и безопасность общественного транспорта для пассажиров. А это значит стимулировать отказ от личного автотранспорта в пользу общественного, что значительно улучшит экологическую ситуацию во многих крупных городах нашей страны и разгрузит трафик улиц утром и вечером. Кроме того, мы предложили разработать единое мобильное приложение для всего Казахстана, которое сделает более удобными оплату за проезд, доступ к актуальному графику общественного транспорта с возможностью отслеживания текущего местонахождения автобуса и функцией построения оптимального маршрута для пассажира», - прокомментировал Вадим Лю.
Компании «Кселл» и «Казахтелеком» показали участникам выездного совещания автобус, который оснащен сразу несколькими системами. Они позволяют эффективно решать основные задачи, стоящие перед муниципальными транспортными организациями, включая перевозку пассажиров. В автобусе установлена система GPS-мониторинга, есть подключение к WiFi с авторизацией через SMS. Камеры видеонаблюдения осуществляют мониторинг пространства внутри автобуса в режиме реального времени, в то время, как услуга «Автомониторинг» позволяют контролировать скорость, расписание движения и отклонения от маршрута, время въезда и выезда в автопарк, идентифицировать водителя и оптимизировать расход топлива. Кроме того, в нем реализованы несколько вариантов оплаты за проезд – через привычный всем SMS, через NFC, QR-код, а также через специальное мобильное приложение.
Система GPS-мониторинга позволяет отслеживать в режиме реального времени текущий маршрут автобуса и анализировать предыдущие. Эта система может отслеживать скоростной режим, и, если он превышен, диспетчер моментально получит SMS с информацией об этом. В автобусе установлены 3 видеокамеры. Они направляют информацию о том, что происходит внутри салона автобуса во время его движения. Это значительно повышает безопасность поездок на общественном транспорте.
«В Акколе мы использовали лучшие мировые практики и успешные внедрения аналогичных продуктов в других странах. Подобные решения существуют в России и других странах, причем некоторые компании специализируются на контроле и мониторинге, в то время, как другие сфокусированы на простых и удобных механиках оплаты. Мы объединили эти практики в единое решение и получили продукт с рабочим названием «умный автотранспорт». Именно его мы презентовали в Акколе. Если говорить о технологиях, то мы используем средства подвижной связи. Это спутниковые каналы для отслеживания местоположения и М2М SIM-карты для передачи данных на портал мониторинга, к которому есть доступ у диспетчера», - поясняет Вадим Лю.
Применение системы автомониторинга может сократить затраты владельца автопарка. Это происходит благодаря установке специальных датчиков. Они позволяют контролировать уровень топлива, отслеживать, какое количество и тип топлива залили на заправке, и даже контролировать несанкционированный слив. У системы есть возможность контролировать время въезда и выезда с автопарка. Она видит маршрут и может следить за отклонениями от него, в том числе если превышается скоростной режим. При этом диспетчер получает SMS с точной информацией об инциденте. Анализ данных помогает автопарку оптимизировать маршрут и улучшать работу с персоналом. Это в комплексе снижает издержки благодаря дополнительному и точному контролю.
«Наши системы дают аналитику, контроль и позволяют вывести из «тени» недополученный ими доход. Мониторинг транспорта в режиме реального времени – это своевременное реагирование на инциденты, а значит повышение уровня безопасности, ведь для перевозчика безопасность пассажиров всегда на первом месте. Пассажиры видят, что проезд стал более комфортным, удобным, безопасным, и пользуются общественным транспортом чаще. Удобные и гибкие системы оплаты проезда увеличивают доход автопарков. Одно простое и доступное бизнес-решение от «Кселл» способно решить очень много задач, которые только кажутся очень сложными из-за целого комплекса процессов, связанных с ними», - отмечает он.
Кроме того, аналитические инструменты помогают понять, сколько машин находится в пути, сколько времени уходит на заправку, на сам маршрут и так далее. Эти решения применимы не только для городского автотранспорта, но и могут быть масштабированы на междугородные и международные перевозки.
«Пассажирам это решение помогает получить главное – комфорт при поездках. Ведь если водители знают о системе удаленного контроля за скоростью, за маршрутом, за ситуацией в салоне и даже за топливом, им вряд ли захочется «байговать» на дорогах, делать внезапные и опасные перестроения, «срезать» маршрут». Будет меньше жалоб на грубое поведение водителей, кондукторов, пассажиров, меньше краж в салонах. Что касается оплаты, то сейчас мы предлагаем ее в трех удобных вариантах. Все уже привыкли к оплате за проезд через SMS. А есть еще оплата через QR код и NFC. В планах сделать поездки в общественном транспорте нашей страны еще более удобными для пассажиров. Мы хотим создать единое для всех городов мобильное приложение. В нем пассажиры смогут узнать оптимальный маршрут до точки назначения, реальное перемещение конкретного автобуса на карте и, конечно, сделать оплату за проезд», - добавляет директора департамента развития бизнес-рынка АО «Кселл».
Компания «Кселл» также презентовала на совещании существующие решения в мобильных финансах и обсудила возможность их применения на государственном уровне. На примере собственного контакт-центра «Кселл» продемонстрировал возможности искусственного интеллекта для улучшения производительности государственных контакт-центров. Дополнительно компания показала уже реализованные проекты для государственных органов, включающие в себя решения на основе больших данных, предоставление устройств и защищенных каналов связи, SMS-информирование, телеметрию и другие решения.
«Над разработкой продуктов в «Кселл» трудится профессиональная команда специалистов. Мы используем только зарекомендовавшие себя на рынке решения и выбираем надежных и проверенных поставщиков. Отлаженные процессы внутри компании позволяют оперативно запускать пилотные проекты и делать по настоящему крутые вещи быстро и в срок. Так, на подготовку этого проекта у нас ушло всего 15 дней. В проектной команде было 5 человек из департамента по развитию бизнес-рынка. Это позволило реализовать такой достаточно сложный проект в рекордно короткие сроки», - объяснил Вадим Лю.
Проект Smart Aqkol - часть государственной программы «Цифровой Казахстан» по внедрению концепции «умных городов», реализован компаниями-партнерами: АО «Казахтелеком», Евразийская Группа (ERG), АРЭК и Tengrilab совместно с акиматами Акмолинской области и города Акколя.