Аэропорт Алматы намерен поднять тарифы на авиабезопасность
Резко против этой инициативы выступает авиакомпания «Эйр Астана»Международный аэропорт Алматы (МАА) намерен поднять цены по тарифу на авиационную безопасность. Свое предложение в МАА обосновали необходимостью закупа нового оборудования. Однако национальный авиаперевозчик «Эйр Астана» выступает резко против этой инициативы, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Отметим, что в Комитете гражданской авиации МИР РК состоялись общественные слушания по этому вопросу.
Так, вице-президент по авиационной безопасности алматинского аэропорта Алибек Мажикенов привел в пример попытку теракта в Глазго в 2006 году, когда машина въехала на территорию аэропорта и пыталась взорвать здание терминала. Он также привел в пример аэропорт Бен Гуриона в Израиле, в котором создана многоуровневая система защиты.
«Наш аэропорт соблюдает все нормы и инструкции по авиационной безопасности. Территория аэропорта состоит из 27 км бетонных заборов, построенных еще с советских времен, и более 500 гектаров земли. Для того чтобы этот периметр полностью перекрыть, мы планируем установить 143 мачты опор освещения. По примеру аэропорта Нарита в Японии должны быть изменены заборы в аэропорту Алматы. Там построена современная ограждающая конструкция с элементами „умного“ забора. „Умный“ забор оснащен датчиками, которые дают сигнал на пульт управления о тех или иных инцидентах. Для этого нужно установить 255 цифровых видеокамер и сканирующих радарных устройств», — рассказал Алибек Мажикенов.
Он пояснил, что для гармоничной работы системы необходимо интегрировать компоненты «умного» забора по всему периметру с охватом в 500 гектаров. Вице-президент МАА по авиационной безопасности добавил, что внутри терминала необходимо заменить 60 рентгено-телевизионных установок, которые технически устарели.
О необходимости повышения тарифов в ходе общественных слушаний рассказал и начальник отдела ценообразования и работы с антимонопольными органами МАА Арнат Ахметжанов. Так, по его словам, действующий тариф на услуги по обеспечению авиационной безопасности был утвержден приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий 23 августа 2010 года.
«Динамика доходов и расходов за период с 2011 по 2016 год показывает, что расходная часть тарифа значительно превышает фактически полученные доходы от оказания этой услуги. То есть действующие тарифы на услугу ниже ее фактической себестоимости. В 2011 году убыток у нас составил 175 млн тенге, 2012 — 278 млн, 2013 году — 336 млн, 2014 году — 486 млн, 2015 году — 564 млн и за 2016 год — 727 млн тенге. Таким образом, аэропорт Алматы несет расходы, превышающие смету на услуги авиационной безопасности. Возмещение этих затрат происходит за счет иной деятельности аэропорта», — пояснил он.
Арнат Ахметжанов добавил, что именно поэтому аэропорт Алматы направил в уполномоченный орган заявки на утверждение инвестиционной программы и предельного уровня тарифов с учетом их увеличения.
«Всего на 2017 год мы предусматриваем 631 млн тенге. На 2018 год предусмотрели 350 млн тенге в плане мероприятий. На 2019 год — 305 млн, на 2020 год — 244 млн и 57 млн на 2021 год. В общей сложности аэропорту на инвестиционную программу авиационной безопасности необходимо порядка 1,7 млрд тенге», — сообщил Арнат Ахметжанов.
Он пояснил, что уже сформирован проект тарифных смет с 2017 по 2021 год на услуги авиационной безопасности.
«Проект тарифа рассчитан на единицу регулируемой услуги, то есть одну тонну максимальной взлетной массы воздушного судна. В среднем по внутренним направлениям повышение составит 147% по регулярным рейсам. Внутренние нерегулярные рейсы — 133%. Доля расходов на услуги авиационной безопасности в общих затратах по рейсу, по фактическим данным за 2016 год, на примере АО „Эйр Астана“ в среднем составляет 6%. Повышение тарифов по услуге для одного пассажира составит 168,3 тенге в среднем по внутренним направлениям и 636 тенге по международным направлениям», — подсчитал Арнат Ахметжанов.
Категорически против такой инициативы выступили представители авиакомпании «Эйр Астана». Главный юрист национального авиаперевозчика Евгений Аксенов привел свои расчеты и статистику. Так, по его словам, инвестиционная программа ММА рассчитана на 1,7 млрд тенге. Однако, по предварительным подсчетам «Эйр Астаны», аэропорт в течение 5 лет планирует ежегодно увеличивать тарифы для авиакомпании до 150%.
Таким образом, по расчетам Евгения Аксенова, в 2017 году ожидается увеличение расходов на 390 млн тенге, в 2018 году — на 420 млн, в 2019 году — на 443 млн, в 2020 году — на 469 млн и на 467 млн — в 2021 году. В итоге увеличение тарифов обойдется для «Эйр Астаны» в 2,2 млрд тенге.
«Далее мы ознакомились с аудированной финансовой отчетностью, которая находится в свободном доступе и провели краткий анализ по 2015—2016 годам. Мы можем отметить, что аэропорт Алматы является прибыльным и окупаемым предприятием. Так, прибыль за 2016 год составила 3,1 млрд тенге. В 2015 году аэропорт Алматы получил 3,2 млрд тенге. Денежные средства на расчетных счетах в 2016 году составили 2,9 млрд тенге, а в 2015 году — 1,5 млрд тенге. Соответственно, за год они увеличились на 45%, или на 1,3 млрд тенге», — привел данные Евгений Аксенов.
Он пояснил, опираясь на цифры, можно понять, что «второй год подряд денежные средства на счетах (компании. — Ред.) растут на 1 млрд тенге».
«Выручка аэропорта за 2016 год составила чистыми 50,6 млрд тенге. То есть по сравнению с 2015 годом выручка увеличилась на 11,8 млрд тенге. Таким образом, следует отметить, что уровень денежных средств в компании является недопустимо высоким и свидетельствует о том, что аэропорт больше занимается накоплением денежных средств, а не развитием и обновлением своей инфраструктуры», — заявил Евгений Аксенов.
Также представитель «Эйр Астаны» отметил, что по итогам 2016 года вознаграждение, предназначенное для ключевых сотрудников аэропорта в составе 7 человек, составило «125,8 млн тенге, или более 17,9 млн тенге на каждого, не считая заработной платы». При этом в 2015 году сумма вознаграждений составила 112 млн тенге.
«Аэропорту необходимо производить реконструкцию за счет собственных средств с учетом наличия финансовых средств на расчетных счетах и прибыльности предприятия. Реализация этой инвестиционной программы может напрямую сказаться на стоимости услуг и привлекательности аэропорта», — констатировал представитель авиакомпании.
К тому же, по его словам, «Эйр Астане» удалось поднять финансовую отчетность аэропорта по состоянию на 1 июля 2017 года, где отмечается, что по итогам первого полугодия аэропорт рассчитывает получить прибыль в размере 2 млрд тенге.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.