Кто помогает «обнальным» конторам?
По оценке Службы экономических расследований, либерализация правил регистрации бизнеса привела к «расцвету» лжепредприятийПредставители Службы экономических расследований Департамента государственных доходов по городу Астане посетовали на то, что несмотря на их успешную борьбу с лжепредприятиями, фиктивных фирм не только не становится меньше, а напротив с каждым годом появляется все больше желающих заниматься преступным бизнесом. Причины такого спроса на лжепредпрития представители столичного Департамента госдоходов видят в упрощенном порядке регистрации ТОО. А также отсутствии первичных мероприятий со стороны госорганов при их регистрации и постановке на налоговый учет. То есть, благие намерения государства по минимизации административных барьеров используются некоторыми предпринимателями в преступных целях. К тому же, лжебизнесу иногда оказывают содействие сотрудники банков второго уровня.
Привлекательные проценты
По словам руководителя Управления по противодействию теневой экономике Службы экономических расследований (СЭР) Департамента госдоходов Астаны Темирлана Шонаева, лжепредприятия очень часто используются в государственных закупках для выплаты так называемых «откатов». Более того, в последнее время получила большое распространение выписка фиктивных счет-фактур без фактического выполнения работ, услуг и отгрузки товаров. Причем этим занимаются не только лжепредприятия, но и действующие субъекты бизнеса, которые, как показала практика, имеют добросовестную предысторию.
Используя то, что у них имеется дебетовое сальдо по НДС они часть задолженностей в виде счет-фактур, реализовывают лжепредприятиям. В настоящее время по данному виду преступлений введена новая статья в Уголовном кодексе Казахстана – ст. 216 УК РК, которая так и называется «Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров». Максимальная санкция по ней, с учетом отягчающих обстоятельств, таких как совершение преступления в составе организованной преступной группировки или в особо крупном размере, предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. Собственно, аналогичное наказание при всех отягчающих обстоятельствах грозит и за «лжепредпринимательство» по статье 215 УК РК.
«На лжепредприятия есть огромный спрос со стороны законно функционирующих хозяйствующих субъектов. Их привлекает высокая прибыльность. Для создания одного лжепредпрития или любого ТОО необходимо затратить 20-30 тыс. тенге. Эта стоимость полного пакета документов на ТОО с печатью и регистрацией во всех необходимых госорганах. Регистрацию может провести любая юридическая фирма в течение 10-15 дней. Цена счет-фактуры, выписанная от лжепредприятия составляет 2%, 5%, 7% от суммы указанной в данной счет-фактуре. То есть выписав всего одну счет фактуру на 1 млн. тенге, злоумышленники получают до 50 тыс. тенге, что в два раза превышает затраты на создание лжепредприятий. Практика же показывает, что через одно лжепредприятие обналичивается от 100 до 500 млн. тенге. А оборот некоторых лжепредприятий доходит до 10 млрд. тенге. Доход преступников от одного лжепредприятия, которое существует в течение года, составляет от 30 тыс. до 40 тыс. долларов. Как правило, все они регистрируются на подставные лица. Причем на одно подставное лицо можно зарегистрировать три-четыре, а иногда и десятки предприятий», – заявил Темирлан Шонаев.
Как отметил представитель СЭР ДГД Астаны, после осуществления своей деятельности лжепредприятия избегают тематических, документальных и комплексных проверок, совершают неоднократные перерегистрации в органах юстиции, а также в других областях страны. Или осуществляют реорганизацию путем слияний и присоединения, что существенно усложняет работу налоговых органов при выявлении и пресечении незаконной деятельности лжепредприятий. К тому же эти действия мешают установить фактический ущерб от их незаконной деятельности.
Из-за того, что согласованность налоговых органов и органов юстиции не достигнута должным образом, предприятия регистрируются и перерегистрируются со значительными нарушениями при наличии задолженности перед бюджетом. Наряду с этим лжепредприятия зачастую прибегают к различным действиям – выдаче доверенности лицам не причастным к их деятельности, либо регистрации в качестве руководителя физического лица, которое фактически не имеет какого-либо отношения к деятельности лжепредприятия.
По словам представителя Службы экономических расследований, регистрация не требует нотариального заверения учредителей и уставных документов в органах юстиции, что значительно упрощает этот процесс. Хотя упрощение регистрации для бизнеса было введено для снижения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства и улучшения условий для МСБ.
«Немалую роль в помощи лжепредпринимателям играют работники банков второго уровня. Сотрудники некоторых БВУ, в которых лжепредприятия имеют расчетные счета и на которые различные хозяйствующие субъекты перечисляют свои денежные средства в целях их обналичивания могут за вознаграждение предоставлять им определенные услуги. Например, подготовить заранее заказанную сумму. В зависимости от размера в момент заказа указанной суммы в банке может не быть, поэтому «обнальщики» договариваются с некоторыми сотрудниками банков, чтобы те уже заранее приготовили им эту сумму, чтобы они могли прийти и без всяких проволочек эту сумму снять со счета. Также они указывают безопасное время снятия со счетов – например, в обеденное или нерабочее время, когда нет посторонних лиц. Предоставляют для них закрытое от посторонних глаз помещение для пересчета наличности. В некоторых банках обнальщики даже в кассах пересчитывают свои деньги», – заявил Темирлан Шонаев.
Департамент госдоходов Астаны официально предупредил добросовестных бизнесменов, помышляющих связаться с «обнальными» конторами. Заплатив «обвальщику» 5% они надеются, что дальше они смогут не платить налоги. Однако в настоящее время, работа которая проводится ДГД приводит к тому, что несмотря на то, что они когда то заплатили 5%, им все равно позже, но приходится платить весь объем налогов: и НДС и КПН. А это еще где-то 32%. Плюс различные штрафные санкции, услуги различных юристов и адвокатов, потерянное время и нервы.
Рейд в 10 млрд
По словам спикера, еще Департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) по городу Астане за период с 1 января по 17 ноября 2014 года возбуждено 78 уголовных дел по факту лжепредпринимательства с суммой ущерба 6,3 млрд тенге.
С начала текущего 2015 года по настоящее время СЭР ДГД по Астане возбуждено по ст.215 и 216 УК РК – 129 уголовных дел с суммой ущерба свыше 10 млрд тенге. В суд направлено – 35 дел.
При этом, по словам Шонаева совместно с прокуратурой столицы, в рамках возбужденных уголовных дел, проводится работа по отмене государственной регистрации юридических лиц, имеющих признаки лжепредприятий.
Так только по двум фирмам уже направлено свыше 100 уведомлений, по которым доначислено НДС 186 523 333 тенге и уже уплачено 161 193 943 тенге.
Также, по результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий в Астане СЭР Департамента госдоходов провел шесть операций по задержанию с поличным при обналичивания денег в банках. Общая сумма обналичивания – 66 млн тенге и один факт задержания с поличным при продаже счет-фактур и других бухгалтерских документов – на сумму 611 млн тенге. При этом, последнее задержание произведено буквально на днях – 28 июля.
В свою очередь, согласно информации Управления камерального контроля Департамента госдоходов по Астане за период 2013-2014 годов по приговорам судов признано 85 лжепредприятий, с которыми имели взаиморасчеты 1029 различных фирм – контрагентов с суммой нарушений 2 605 389 828 тенге. Всего было начислено 1 126 632 195 тенге налогов. НДС составил 463 954 973 тенге, КПН – 662 677 222 тенге.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.