Товар высокого напряжения

Для экспорта электроэнергии Казахстану нужно решить внутренние проблемы в электроэнергетике

10 марта Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила проект Концепции общего электроэнергетического рынка (ОЭР) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Казахстану как члену объединения буквально через несколько лет будет предоставлена возможность продавать в рамках этого рынка производимую в стране электроэнергию. Но будет ли у республики «товар высокого напряжения» в достаточном количестве, чтобы отправлять его на экспорт?

Энергетика будущего

Комментируя деловому еженедельнику «Капитал.kz» создание ОЭР, Таир Мансуров, член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК, напомнил: истоком и предтечей интеграционных процессов на евразийском пространстве стал разработанный Нурсултаном Назарбаевым «Проект о формировании Евразийского союза государств», который он впервые обнародовал 29 марта 1994 года в МГУ им. М.В. Ломоносова. В прошлом году отмечалось 20-летие евразийского проекта; президент Казахстана прочитал в МГУ специальную лекцию к этому юбилею.

29 мая 2014 года главы государств России, Казахстана и Беларуси подписали в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе. «Особые слова благодарности и признательности за его создание президент России Владимир Путин высказал Нурсултану Назарбаеву, отметив, что именно он был одним из отцов-основателей, вдохновителем и автором идеи нашего Союза», – говорит Таир Мансуров.

Общий электроэнергетический рынок ЕАЭС должен заработать в 2019 году. Сейчас проект Концепции ОЭР направлен на рассмотрение Совета ЕЭК. Предполагается, что до 1 июля документ утвердят главы государств – членов ЕАЭС. Хронология последующих действий такова. До 1 июля 2016 года будет разработана и утверждена соответствующая программа. Срок до 1 июля 2018 года отводится для выполнения мероприятий, которые будут включены в программу; за этот период должны быть в том числе разделены конкурентные и монопольные виды деятельности в вертикально интегрированных структурах, также должны быть разработаны единые правила доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики. До 1 июля 2019 года ожидается вступление в силу международного договора о формировании ОЭР ЕАЭС.

Модель для сборки

Общий электроэнергетический рынок стран – участниц ЕАЭС (члены объединения: Армения, Беларусь, Казахстан и Россия, в мае текущего года ожидается присоединение Кыргызстана) будет создан на основе параллельно работающих электроэнергетических систем. Это будет именно общий, а не единый электроэнергетический рынок, подчеркнул Таир Мансуров.

Спикер рассказал, что рассматривалось несколько вариантов электроэнергетического сотрудничества – в предыдущие два года этим вопросом по заказу ЕЭК занимался Совет по изучению производительных сил (научное учреждение при Российской Академии наук и Министерстве экономического развития России) совместно с казахстанскими и белорусскими экспертами. Один из вариантов, например, предполагал создание единого рынка на базе российского оптового рынка электроэнергии и мощности. Другой – создание в России региональных субрынков, примерно равновесных с рынками электроэнергии Беларуси и Казахстана, и формирование общей для всех стран ЕАЭС торговой площадки. «Оба эти варианта не были поддержаны экспертами и представителями компетентных органов государств – членов Союза, поскольку требовали радикального реформирования национальных электроэнергетических рынков трех из четырех стран ЕАЭС», – поясняет собеседник.

Наиболее приемлемой моделью эксперты посчитали формирование Общего электроэнергетического рынка Союза с сохранением существующих национальных электроэнергетических рынков, в том числе рынков мощности (если они уже работают в странах или предполагается их ввести). При этом хозяйствующие субъекты государств – членов интеграционного объединения смогут торговать друг с другом по свободным двусторонним договорам и на централизованных торгах, включая спот-торги – условия для этого будут созданы. «На ОЭР планируется торговать только электрической энергией, а в ее стоимости учитывать плату за мощность. Также предполагается создание механизма для урегулирования почасовых отклонений фактических поставок электрической энергии от плановых значений, что повысит ответственность за соблюдение согласованных графиков», – рассказал Таир Мансуров.

Торговля не набрала обороты

По данным члена Коллегии (Министра) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК, средняя стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в 2014 году составила примерно 14 центов/кВтч в Беларуси, около 8,5 центов/кВтч в Казахстане, порядка 8 центов/кВтч в России. Объемы взаимной торговли электроэнергией в ЕАЭС в настоящее время небольшие: в 2014 году – около 6 млрд кВтч (0,5% от суммарного производства электроэнергии в Союзе), что на 30% меньше, чем в 2013 году. «Одна из основных причин такой низкой активности – отсутствие доступа участников национальных рынков на электроэнергетические рынки и к услугам по передаче электрической энергии на территории других государств – членов ЕАЭС. В настоящее время торговля электроэнергией может вестись только между уполномоченными на это организациями государств – членов Союза», – пояснил Таир Мансуров.

Общий электроэнергетический рынок позволит устранить барьеры во взаимной торговле электроэнергией, будет содействовать созданию равных условий для хозяйствующих субъектов и увеличит объемы поставок этого ресурса.

В цифрах ожидается такой эффект: объемы взаимной торговли электроэнергией могут увеличиться в 1,5-2 раза, экспортный потенциал – в 2 раза. За счет этого загрузка генерирующих мощностей может возрасти на 7% от текущих значений, а дополнительный прирост ВВП Союза за счет синергетического эффекта достигнет $7-7,5 млрд.

Потенциал Казахстана: увеличение объемов поставки электроэнергии в первые годы работы ОЭР оценивается в 5 млрд кВтч в год.

Потенциал есть. Где искать силы?

Шаймерден Уразалинов, председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации, уверен: прежде чем говорить об общем рынке, Казахстану нужно определиться с моделью внутреннего рынка, причем не только в части электроэнергии, но и в части мощности (рынок мощности вводится в республике 1 января 2016 года). Необходимо заложить механизмы действия в законодательную базу, создать совет рынка и т.д. с учетом того, что эта модель будет корреспондировать с интеграционным вариантом, а, например, в России действуют и рынок электрической энергии, и рынок мощности. Соответствующая работа уже ведется профильным министерством совместно с энергокомпаниями.

Вопросов и нюансов в этом деле, по словам спикера, много. Один из них – экспорт казахстанской электроэнергии в Беларусь. Отметим, что страна-партнер проявляла интерес к этому еще несколько лет назад: в 2011 году сообщалось, что она готова получать до 300 МВт от Казахстана. Вопрос в том, что осуществлять такие поставки можно только транзитом через территорию России. Поэтому сейчас, по мнению эксперта, очень важно выработать механизмы отношений и взаиморасчетов, найти точки соприкосновения с российской энергосистемой, и это возможно сделать только за столом переговоров с учетом специфики всех участников союзного рынка.

Еще один вопрос – включение западных областей в Единую энергосистему Казахстана (она связана с экибастузской генерацией). Сейчас нет возможности поставлять электроэнергию из Экибастуза в ту часть страны, поскольку нет межрегиональных электросетевых связей, регион обеспечивается за счет импорта из России. Необходимо строительство межрегиональных высоковольтных линий электропередачи. Также, говорит Шаймерден Уразалинов, нужно развивать межрегиональные линии электропередачи от севера на восток и дефицитный юг страны, чтобы увеличить пропускную способность в этих направлениях.

С тем, что необходимо завершить создание Единой энергетической системы Казахстана с использованием электрических сетей 500 кВ и подключением к ней Западного Казахстана, согласен и Александр Трофимов, генеральный директор института «Казсельэнергопроект». По его мнению, для того чтобы наращивать объемы передачи и, соответственно, торговли, нужно рассмотреть вопрос восстановления линии Экибастуз – Костанай – Центр России с напряжения 500 кВ на 1150 кВ. На пониженное напряжение ее перевели, когда произошел упадок передачи электроэнергии. По словам спикера, есть группа противников и группа сторонников такого хода, при том что вопрос в свое время обсуждался на высоком уровне, президентами Казахстана и России. Сейчас в Экибастузе есть избыток мощностей, и вполне можно было бы эту энергию по данной линии передавать в соседнее государство.

Для того чтобы Казахстан мог не только насытить внутренний рынок, но и выйти на сопредельные государства, необходимо создать достаточный профицит мощностей и электроэнергии. Оба эксперта полагают, что это возможно сделать за счет модернизации и развития, восстановления энергоблоков экибастузских базовых станций и за счет строительства Балхашской ТЭС. Плюс к этому, по мнению Александра Трофимова, Казахстану не обойтись без атомных станций.

Помимо всего прочего, в проекте Концепции общего электроэнергетического рынка ЕАЭС в качестве одного из результатов, ожидаемых после запуска, называется снижение затрат на производство электроэнергии в странах – участницах объединения. По мнению Александра Трофимова, наибольшего эффекта в этом вопросе можно добиться за счет сооружения крупных станций. Но вместе с тем можно строить распределенные источники генерации по территории Казахстана, благодаря чему «мы будем терять по минимуму на транзите электроэнергии, потери в сетях сократятся». Сейчас из Экибастуза примерно миллион киловатт пропускается в вечерний максимум на юг Казахстана. Если построить станцию в Балхаше, то расстояние транзита до юга Казахстана сократится вдвое. А если построить в зоне потребления много мелких гидро-, ветро-, солнечных станций, то потери, которые очень сильно влияют на рост тарифа, значительно сократятся.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤