Где взять бензин?
Вопрос, ответ на который не знают даже в Минэнерго РКСитуация с бензином в Казахстане нестабильна. Так, 18 сентября стало известно, что в Актобе кончаются запасы самого популярного среди автомобилистов бензина марки АИ-92. Несколькими днями позже появилась информация о том, что из-за отсутствия бензина в Темиртау не смогли выйти на маршруты более сотни автобусов.
Самое страшное, что министерство энергетики РК, по всей видимости, не знает как решить эту проблему. В ответ на новые сведения о нехватке ГСМ в стране, министерство пообещало заняться тотальной проверкой топливных баз. При этом глава ведомства понимает, что эта мера не решит проблем с дефицитом. Владимир Школьник, министр энергетики РК, рассказал телеканалу «Астана» что, это не позволит решить сложившуюся на рынке ГСМ проблему, но частично поможет разобраться с дефицитом бензина в республике.
«Мы проверим все склады, базы, бочки. Если кто-то не будет выпускать на рынок бензин, создавать дефицит, ажиотаж, а потом продавать по высокой цене, он подвергнется преследованию. Я согласен, это не решение проблемы, это некий сдерживающий фактор, который мы ослабим до октября месяца», - отметил он.
В таких условиях, по мнению заместителя директора Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)Артема Устименко, необходимы превентивные меры со стороны государства. Прежде всего, АИРИ представляется необходимым создание по линии «КазМунайГаза» коммерческих резервов высокооктановых бензинов и дизельного топлива для эффективного регулирования предложения на внутреннем рынке в периоды сезонного пикового спроса и нивелирования рисков, связанных с возможными временными ограничениями поставок российских нефтепродуктов в силу форс-мажорных причин.
Также, по словам аналитика, целесообразно разработать формулу определения предельной розничной стоимости светлых нефтепродуктов, которая бы учитывала и изменения ценовой динамики на оптовом рынке России. В расчете на более отдаленную перспективу, по оценке АИРИ, требуется усиление госконтроля над сроками завершения модернизации казахстанских НПЗ.
«Так как существует значительная вероятность задержек в ходе реализации данных проектов, а это влечет за собой сохранение «привязки» страны к импорту нефтепродуктов из России», - говорит Артем Устименко.
Основной причиной, которая обуславливает сохранение дефицита светлых нефтепродуктов в ряде регионов, по мнению Артема Устименко, остается недостаточная коммерческая рентабельность их импорта из России в условиях пикового сезонного спроса, несмотря на недавнее повышение предельной розничной стоимости.
Дело в том, что зависимость Казахстана от российских поставок значительна. По информации АИРИ, по итогам минувшего года из России было импортировано 1,36 млн. тонн бензинов и 0,7 млн. тонн дизельного топлива, а это соответственно около 35% и 14% от внутреннего потребления. При этом производство бензинов в Казахстане в январе-августе 2014 года выросло более чем на 15% (до 1,95 млн. тонн) по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Иначе ситуация с дефицитом, по оценке Артема Устименко, была бы еще более проблематичной.
«Вплоть до завершения модернизации отечественных НПЗ после 2016 года, Казахстан будет оставаться зависимым от импорта российских моторных топлив и, как следствие, от ценовой динамики на рынке нефтепродуктов нашего северного соседа», - уверен эксперт.
В то же время российский рынок ГСМ так же тяжело назвать абсолютно стабильным. В текущем году на российском рынке наблюдалось резкое повышение оптовой стоимости моторных топлив. В частности, бензин Аи-92 подорожал в январе-сентябре практически на 35%. Между тем, предельные розничные цены в Казахстане с ноября 2013 года вплоть до минувшего августа оставались без изменений. Из-за предпринимаемых российскими властями мер и начавшегося спада пикового спроса, ценовая ситуация на оптовом рынке России в последнюю неделю начала стабилизироваться. Однако, как отметил Артем Устименко, возможно дальнейшее сохранение повышательной ценовой динамики, в том числе из-за инфляционного давления.
Кроме того, из-за повышения сезонного спроса в России, технологических инцидентов и плановых ремонтов на ряде российских НПЗ, уменьшились свободные объемы высокооктановых бензинов на экспорт, что не позволяет в сжатые сроки наращивать оптовые поставки в Казахстан. Свою роль, по информации эксперта, здесь играют и ограничения в рамках индикативного баланса по нефтепродуктам между Россией и Казахстаном, обуславливающие их беспошлинный импорт без встречных компенсационных поставок нефти.
К сожалению сегодня, как отметил заместителя директора АИРИ, у Казахстана нет возможности для диверсификации импорта нефтепродуктов. Недавно озвученные на официальном уровне заявления об их потенциальном импорте, к примеру, из Азербайджана и Туркменистана, фактически неработоспособны в расчете на долгосрочную перспективу – производство светлых моторных топлив в указанных странах ограничено. А Азербайджан в текущем году и вовсе активно импортирует высокооктановые бензины. Еще одна «альтернатива», Беларусь, по мнению аналитика, ориентирует свои поставки на российский рынок, в том числе в рамках межгосударственных обязательств.
«При этом если Россия поставляет в Казахстан нефтепродукты на беспошлинной основе в рамках утвержденного индикативного баланса (как уступка в рамках Таможенного союза), то фискальные и ценовые условия, а также логистика импорта по другим направлениям вызывают серьезные вопросы», - подчеркнул Артем Устименко.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.