В какие страны Казахстан мог бы поставлять бензин?

Обзор перспективных рынков сбыта подготовили аналитики Argus

Казахстан планирует в ближайшее время приступить к экспорту бензина АИ-92. Торговые компании были готовы начать поставки продукта еще в конце 2018 г., однако отгрузки так и не начались из-за затянувшегося согласования условий экспорта с Кыргызстаном и необходимости изменения казахстанско-российских соглашений. В качестве основных рынков сбыта казахстанского АИ-92 рассматриваются страны Центральной Азии. Кроме того, участники рынка изучают возможность поставок в направлении Европы, пишут аналитики международного ценового агентства Argus.

Суммарный профицит бензина в Казахстане в текущем году может составить 233—600 тыс. т, по оценке трейдеров.

В начале года предполагалось, что заводы в Атырау, Шымкенте и Павлодаре выпустят в 2019 г. в общей сложности 3,88 млн т бензина АИ-92, соответствующего четвертому экологическому классу, тогда как спрос на него составит около 3,84 тыс. т. В январе-марте казахстанские НПЗ произвели 921,8 тыс. т бензина, на 12,6% больше, чем за первые три месяца 2018 г.

Запасы АИ-92 на нефтебазах Казахстана к концу марта снизились до 234,6 тыс. т с 303,4 тыс. т — в начале января. При этом все крупные заводы сообщали о наличии избыточных запасов продукта в своих резервуарах, к началу марта эти объемы составляли примерно 100 тыс. т.

Чтобы избежать затоваривания хранилищ, Атырауский и Чимкентский заводы в I квартале останавливали работу установок каталитического крекинга, что приводило к снижению выпуска светлых нефтепродуктов.

Для улучшения экономики зарубежных поставок АИ-92 из Казахстана необходимо снизить ставку экспортной пошлины, которая сейчас составляет $168,88/т, полагают трейдеры. В качестве одного из вариантов рассматривается введение плавающей ставки по аналогии с нефтяной пошлиной. Вероятно, коэффициент пошлины на экспорт бензина будет составлять 0,9 к нефтяной ставке. В апреле экспортная пошлина на нефть из Казахстана составляет $65/т.

Основные рынки

Железнодорожные поставки топлива в направлении Центральной Азии отличаются невысокими транспортными затратами. Кроме того, на рынки сопредельных стран компании могут отгружать относительно небольшие объемы бензина в рамках спотовых контрактов.

В мае торговая активность в Центральной Азии может снизиться на период Рамадана, который в текущем году продлится с 5 мая по 3 июня. Импортеры предпочитают формировать запасы топлива до наступления Рамадана, после чего закупки снижаются.

Однако с июня поддержку ценам на АИ-92 окажет активизации спроса в странах Центральной Азии на фоне из-за сезонного увеличения автомобильных перевозок.

Одним из наиболее перспективных направлений экспортных поставок казахстанского бензина является рынок сопредельной Киргизии, которая сейчас зависит от импорта российского топлива.

Казахстан и Киргизия с августа прошлого года обсуждают соглашение, которое позволило бы экспортировать казахстанский бензин на киргизский рынок. Торговые компании планировали с начала года отгружать в Киргизию 50—60 тыс. т/месяц АИ-92 без уплаты казахстанской экспортной пошлины. Однако пока странам не удается согласовать детали соглашения, в том числе нерешенным остается вопрос возможного реэкспорта казахстанского топлива из Киргизии.

В прошлом году Кыргызстан увеличил импорт бензина до 500,9 тыс. т с 437,3 тыс. т — в 2017 г. Часть ввозимого топлива, по словам участников рынка, поставлялась автоцистернами в соседний Таджикистан.

Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на АИ-92 в Киргизии вырос до $470—480/т (cpt Луговая) с $425—460/т — в начале января. Стоимость продукта увеличилась на фоне повышения цен российскими заводами, однако импортеры воздерживались от активных закупок топлива.

При этом в I квартале в Киргизию автоцистернами поставлялось около 10—15 тыс. т/месяц бензина из Казахстана, что сдерживало рост цен на местном рынке. Партии АИ-92 на казахстанско-кыргызской границе в середине марта оценивались в 30—32 сома/л. ($0,42—0,47/л).

Таджикские компании также воздерживались в январе-марте от активных закупок железнодорожных партий российского АИ-92, предпочитая использовать накопленные запасы, а также объемы продукта, поставляемые автоцистернами из Кыргызстана. Таджикистан импортировал в прошлом году 173 тыс. т бензина по сравнению со 176,5 тыс. т — в 2017 г.

Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на АИ-92 в Таджикистане вырос до $531—585/т (cpt Бекабад) с $521—532/т — в начале января. Пока неизвестно, будут ли поставки казахстанского бензина в Таджикистан облагаться экспортной пошлиной.

Казахстанские экспортеры также рассчитывают на поставки АИ-92 в Узбекистан. Однако узбекские компании импортируют минимальный объем продукта: в январе-феврале в страну было поставлено около 400 т бензина производства Пермского НПЗ. При этом производство бензина на узбекских НПЗ в 2018 г. выросло до 1,15 млн т с 1,13 млн т — годом ранее.

Партии российского бензина АИ-92 с отгрузкой в Узбекистан в начале апреля предлагались по $607—609/т по сравнению с $693—697/т — в начале января (все — cpt Сары-Агач) на фоне низкого спроса.

Наиболее премиальным рынком для казахстанского бензина в Центральной Азии является Афганистан, полагают трейдеры.

Согласно котировкам издания «Argus Рынок Каспия», к началу апреля средний уровень цен на АИ-92 в Афганистане вырос до $755—785/т (fca Акина/Хайратан) с учетом таможенного оформления и оплаты прочих расходов с $710—755/т — в начале января.

Фактические расходы поставщиков, возникающие при отгрузках топлива через северную границу Афганистана, оценивались участниками рынка в I квартале в $150/т.

На афганском рынке казахстанским компаниям придется конкурировать с экспортерами туркменского бензина, а также с поставщиками недорогого продукта из Ирана.

Через северную границу Афганистана поставляется 275—300 тыс. т/год бензина.

Другие направления

Альтернативой поставкам в Центральную Азию для казахстанских экспортеров могут стать железнодорожные отгрузки АИ-92 на Украину, а также в направлении черноморских или балтийских портов.

Эти направления могут быть привлекательными для крупных международных торговых компаний, имеющих опыт работы с Казахстаном. При поставках в направлении Европы экспортеры предпочитают формировать крупные партии продукта, что, как правило, могут обеспечить в основном крупные торговые компании. Вероятно, казахстанский бензин покупатели смогут использовать для блендинга с другими сортами продукта и дальнейших танкерных отгрузок полученного топлива.

Котировки баржевых партий бензина Eurobob oxy, публикуемые в издании Argus European Products, выросли в начале апреля в среднем до $666/т (fob Амстердам — Роттердам — Антверпен, АРА) с $482/т — в начале года.

Летние месяцы обычно характеризуются высоким спросом на бензин, поэтому скорее всего, цены на европейском рынке продолжат расти в ближайшее время. Дополнительную поддержку котировкам топлива могут оказать и арбитражные поставки бензина в США, страны Западной Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока, полагают трейдеры.

Поставка крупных партий, в том числе на условиях долгосрочных контрактов, может отчасти нивелировать более высокие транспортные затраты на этих маршрутах по сравнению с экспортом в Центральную Азию, полагают трейдеры.

При поставках в Черноморский регион экспортеры могут осуществлять перевалку казахстанского бензина в портах Тамань, Азов, Кавказ и Новороссийск. В настоящее время эти терминалы работают в основном с другими видами нефтепродуктов.

При отгрузках в Балтийский регион поставщики могут доставлять казахстанский АИ-92 на терминалы в Усть-Луге, Вентспилсе, Риге, Клайпеде и Таллине. Железнодорожные поставки продукта в порты Балтики могут осложняться необходимостью согласования такого транзита с российской стороной, полагают участники рынка.

При этом РЖД после образования Евразийского экономического союза установила для казахстанских компаний, поставляющих нефтепродукты в российские порты, более низкие экспортные тарифы вместо транзитных. Фактически казахстанские компании при отгрузках топлива в порты России начали оплачивать перевозку по тем же экспортным тарифам, что и российские компании. Это позволило увеличить привлекательность российского направления и привело к росту в последние годы поставок казахстанского мазута и вакуумного газойля через российские порты.

Интерес для казахстанских экспортеров АИ-92 может представлять и рынок Украины. Однако технический регламент, действующий в этой стране, предусматривает, что на украинском рынке возможна реализация моторного топлива не ниже пятого экологического класса, производство которого в Казахстане в настоящее время ограничено.

Украина в прошлом году сократила импорт бензина АИ-92 на 102,5 тыс. т относительно 2017 г., до 430,2 тыс. т. Это объяснялось продолжающимся переходом владельцев автомобилей с бензиновыми двигателями на использование сжиженного газа в качестве моторного топлива. В основном на рынок Украины поставлялся продукт белорусских НПЗ, а также АИ-92 производства местных заводов.

В текущем году в Украине сохранится тенденция на снижение потребления бензина АИ-92, который на местном рынке будет замещаться импортными объемами АИ-95, полагают трейдеры.

Котировки белорусского АИ-92, публикуемые в издании «Argus Моторное топливо Украины», выросли в начале апреля в среднем до $653,50/т (daf граница Белоруссии/Украины) с $468,60/т — в начале года.

Экспорт бензина из Казахстана — одна из основных тем конференции «Argus Нефтегазовый рынок Казахстана и Центральной Азии 2019», которая пройдет 27-28 июня в Алматы. Эксперты Argus вместе с ключевые игроками рынков нефти и нефтепродуктов Казахстана и других стран СНГ поделятся своим видением о перспективах экспорта продукта, а также проблемах транспортировки и ценообразования.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤