Сокращение выбросов: как Казахстану ускорить переход?
Важно уже сегодня формировать четкую и реалистичную траекторию декарбонизации, считает эксперт
Автор: Виктор Коваленко, партнер EY, руководитель практики услуг в области изменения климата и устойчивого развития в странах Центральной Азии, Кавказа и Украине.
Учитывая, что на энергетику приходится около 76% глобальных выбросов парниковых газов, ее трансформация остается главным условием достижения углеродной нейтральности. По сценарию Net Zero Международного энергетического агентства (IEA) выбросы CO₂ должны снизиться к 2030 году с 37 млрд тонн до 23 млрд тонн и сократиться к середине века до 2,5 млрд тонн. Такой масштаб преобразований требует не только технологических инноваций, но и готовности стран перестраивать инфраструктуру и управленческие модели.
Опыт международных компаний и отдельных отраслей показывает, что даже в традиционно углеродоемких секторах возможно ускоренное снижение выбросов и формирование новых направлений роста. Существенный прогресс достигается за счет масштабирования ВИЭ, развития водородных и биотопливных решений, внедрения атомной генерации, а также гибких технологий – от систем накопления энергии и умных сетей до микросетей, технологий по улавливанию, использованию и хранению углерода (CCUS) и электрификации транспорта.
То, как быстро может происходить трансформация, подтверждают реальные примеры. Китай всего за восемь лет почти в девять раз увеличил производство электроэнергии из солнца и ветра – прирост, сопоставимый с полным энергопотреблением Индии. А компания Ørsted за два десятилетия перешла от угольной генерации к статусу мирового лидера в офшорной ветроэнергетике. Ключевым драйвером таких изменений стало заметное удешевление технологий: с 2010 года стоимость солнечных электростанций снизилась на 76%, ветрогенерации – на 70%, аккумуляторных систем – почти на 80%.
Ускоренная декарбонизация возможна не только в энергетике, но и в других углеродоемких секторах. В нефтегазовой отрасли одним из приоритетов становится снижение выбросов метана и масштабирование CCUS. Например, крупнейшая итальянская нефтегазовая компания Eni сократила выбросы метана на 96% и существенно уменьшила объемы факельного сжигания, а французская Total Energies делает стратегическую ставку на развитие ВИЭ и планирует сформировать к 2030 году портфель мощностью 100 ГВт.
В транспортном секторе акцент все активнее смещается на переход к более чистым видам топлива и ускоренную электрификацию. Немецкий железнодорожный оператор Deutsche Bahn уже обеспечивает около 70% перевозок на возобновляемых источниках энергии и намерен довести этот показатель до 100% к 2038 году. А одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире Airbus сертифицировала весь авиапарк для использования 50% устойчивого авиационного топлива (SAF) и ставит цель полной совместимости со 100% SAF к 2030 году.
В горнодобывающей и металлургической промышленности внимание концентрируется на внедрении низкоуглеродных технологий и работе с цепочками поставок. Так, австралийско-британский концерн Rio Tinto получает значительную часть электроэнергии из возобновляемых источников и внедряет технологию производства алюминия без использования углеродных анодов (ELYSIS). А ведущая индийская горнодобывающая компания Hindustan Zinc выводит на рынок «зеленый» цинк с рекордно низким уровнем выбросов.
Эти кейсы демонстрируют, что быстрый переход возможен – даже в наиболее энергоемких отраслях уже появляются коммерчески жизнеспособные решения, позволяющие снижать углеродный след и одновременно сохранять конкурентоспособность. Вопрос лишь в выборе Казахстаном стратегии и скорости ее внедрения.
Безусловно, переход Казахстана к более устойчивой модели развития требует масштабных инвестиций – прежде всего в модернизацию производственных мощностей, обновление инфраструктуры и развитие логистических решений. Причина кроется в том, что значительная часть оборудования была установлена еще в советский период и во многих секторах уже работает на пределе технологической эффективности. В таком случае декарбонизация становится для Казахстана не только климатической задачей, но и вопросом обновления индустриальной базы страны.
Компании, которые подойдут к декарбонизации системно и стратегически, смогут получить не только снижение выбросов, но и существенные конкурентные преимущества. Четкая климатическая стратегия позволит адаптировать бизнес-модель к будущим регуляторным требованиям, снизить операционные издержки, укрепить доверие инвесторов и облегчить доступ к международному финансированию. Фактически это инвестиция в устойчивость бизнеса перед глобальными технологическими и рыночными изменениями.
Чтобы воспользоваться открывающимися возможностями и сохранить конкурентоспособность на глобальном рынке, Казахстану важно уже сегодня формировать четкую и реалистичную траекторию декарбонизации.
Для этого компаниям стоит сосредоточиться на следующих шагах:
1. Провести комплексную диагностику текущего углеродного следа и определить траекторию перехода;
2. Сфокусироваться на энергоэффективности и технической модернизации;
3. Расширять доступ к устойчивому финансированию;
4. Повышать прозрачность и управляемость климатической стратегии;
5. Укреплять рыночные позиции за счет чистой энергии и механизмов углеродного регулирования;
6. Формировать внутреннюю культуру устойчивого развития.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.