Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. ЕАБР запустил обсерваторию Евразийского транспортного каркаса

ЕАБР запустил обсерваторию Евразийского транспортного каркаса

Карта охватывает 13 стран и 325 проектов на сумму 234 млрд долларов

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Евразийский банк развития (ЕАБР) продвигает идею создания единой транспортной сети в Евразии. По концепции, представленной в докладе банка в 2024 году, наибольший эффект даст объединение транспортных коридоров в направлениях Запад – Восток и Север – Юг. Ключевым элементом этой системы является развитие инфраструктуры, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на доклад банка.

Источник: ЕАБР

Для оценки прогресса в развитии инфраструктуры банк разработал Обсерваторию ЕТК, которая включает базу данных проектов и геоинформационную систему их позиционирования вдоль евразийских транспортных коридоров.

«Странам Евразии нужны более эффективные и дешевые транспортные связи, особенно по оси Север — Юг, которые позволят стимулировать торговлю со странами Южной Азии и Персидского залива. Обсерватория Евразийского транспортного каркаса — это удобный аналитический инструмент по оценке инвестиционных потребностей и планов повышения транспортной связанности в Евразии. Она позволяет не только осуществлять мониторинг того, что происходит на транспортном пространстве, но и способствовать координации усилий стран региона и международных финансовых институтов по реализации проектов, приоритетных для всего региона», - сказал заместитель председателя правления, главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.

Обсерватория охватывает 13 стран, включая Азербайджан, Армению, Афганистан, Беларусь, Грузию, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Монголию, Россию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Данные о проектах получены на основе открытых источников информации, в число которых входят национальные и международные программы развития транспорта, пресс-релизы, экспертные оценки и иная доступная информация. Обсерватория включает информацию о названии проектов с их описанием, о стране реализации, транспортном коридоре, виде транспорта, а также объеме инвестиций с распределением по источникам финансирования, сроках, текущему статусу реализации, наличию признаков ГЧП и др.

На 1 июля 2025 года обсерватория насчитывает 325 проектов развития ЕТК, как уже осуществляемых, так и планируемых, с общим объемом инвестиций в размере 234 млрд долларов. Наибольшее число проектов — свыше 51% — реализуется или запланировано в автодорожном секторе. В страновом разрезе 7 из 10 крупнейших проектов развития ЕТК приходится на Россию. С учетом этого развитие Северного евразийского коридора является наиболее капиталоемким и требует 78 млрд долларов инвестиций, что составляет более трети от капитальных затрат на развитие всего ЕТК.

Распределение инвестиций на развитие ЕТК по странам Евразийского региона, млрд долл. США

Источник: расчеты аналитиков ЕАБР

Более 60% от общего числа проектов по размеру инвестиций находятся в стадии реализации. По 13% проектов готовится проектная документация, а 27% — в стадии обсуждения или планирования.

На страны Центральной Азии приходится более 22% от инвестиций, направляемых на развитие ЕТК. Осуществляются или планируются к реализации 90 проектов на общую сумму около 53 млрд долларов. Порядка 44% от этой суммы — проекты, реализуемые в Казахстане.

В документе указывается, что почти две трети инвестиций в Центральной Азии направлены на развитие сети магистральных автодорог, что свидетельствует о высокой потребности в качественной автодорожной инфраструктуре для дальнейшего роста торговли и международных перевозок в регионе.

На 10 крупнейших проектов приходится 58% от общего объема инвестиций в развитие ЕТК в Центральной Азии. Среди них масштабные проекты строительства железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан — Узбекистан, автомагистралей Ташкент — Андижан в Узбекистане, скоростной автомагистрали «Центр — Запад» в Казахстане, автомагистралей Ашхабад — Туркменабат и Серахс — Мары — Серхетабат в Туркменистане и др.

Топ-10 проектов развития ЕТК в Центральной Азии, млрд долл. США

Источник: расчеты аналитиков ЕАБР

Приоритезация проектов — важная задача в условиях ограниченных инвестиционных возможностей. В пяти странах Евразийского региона — Афганистане, Таджикистане, Кыргызстане, Монголии и Армении — общие затраты на развитие транспортных коридоров весьма значительны не только в номинальном выражении, но и в соотношении с размером ВВП этих государств.

Учитывая это, международные банки развития (МБР) и другие институты развития могут оказать техническое содействие в выборе приоритетных проектов и их финансировании, особенно в странах, не имеющих выхода к морю, горных странах и других государствах с особыми условиями развития.

«В общей сложности 113 из 325 проектов развития ЕТК предполагают участие частного бизнеса в их реализации (почти половина — в сфере логистики и складов). Порядка 17 проектов реализуются или могут быть реализованы на принципах ГЧП, в том числе не менее двух проектов — на принципах трансграничного ГЧП: железнодорожный коридор Китай — Кыргызстан — Узбекистан и Трансафганский железнодорожный коридор. Увеличение числа проектов, привлекательных для МБР и частных инвесторов, в том числе на принципах ГЧП, становится важным направлением транспортного планирования и развития сотрудничества стран региона в транспортной сфере», - указывается в документе.

Ранее председатель правления Евразийского банка развития Николай Подгузов представил президенту Касым-Жомарту Токаеву отчет о текущих результатах и планах ЕАБР. В 2024 году объем инвестиций банка в экономику Казахстана составил 1,4 млрд долларов, при этом доля казахстанских проектов в портфеле достигла 60%.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в