Выдача электронных сертификатов вывела из тени 20 млрд тенге
До цифровизации в обороте преобладали «серые» сертификаты
В сфере торговли в Казахстане доступно 66 видов государственных услуг, которые оказываются различными государственными органами. По итогам 2024 года оказано более 17 тыс. услуг. Все услуги на 100% оказываются в онлайн-формате. Об этом на заседании правительства сообщил вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Дмитрий Мун, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Министерство проводит работу по реинжинирингу процессов перед оцифровкой. Так, при выдаче электронного сертификата проблемой в этой сфере долгое время оставалась массовая выдача «серых» сертификатов – без аккредитации, регистрации и фактических измерений, а также отсутствие единой базы данных для проверки подлинности документов», - уточнил он.
В 2023 году было выдано 1 млн сертификатов, большинство из которых невозможно было отследить. В 2024 году, после проведения реинжиниринга, процесс был полностью оцифрован: введена обязательная регистрация сертификатов в системе «Техническое регулирование» и возможность проверки легитимности через QR в открытом доступе.
«Результат – рост выданных сертификатов до 2 млн и вывод из теневой экономики порядка 20 млрд тенге, при средней стоимости одного сертификата 20 тыс. тенге», - уточнил он.
На заседании правительства вице-министр продемонстрировал пример кейса, направленный на поддержку казахстанских компаний при выходе на международные торговые площадки.
«Ранее процесс сопровождался ручной обработкой документов, отсутствием чётких требований и сроков, а также невозможностью отслеживания статуса заявок. Это тормозило экспортную активность и снижало доверие бизнеса. По итогам реинжиниринга планируется реализовать централизованную цифровую платформу с интегрированной системой уведомлений и автоматической проверкой документов с использованием искусственного интеллекта. Потенциальная эффективность обработки заявок повысится на 60%», - уточнил Дмитрий Мун.
В экосистеме Astana Hub активно развиваются стартапы в сфере торговли. Компании разрабатывают решения для автоматизации онлайн- и офлайн-продаж, управления товарными остатками, аналитики покупательского поведения, а также сервисы для маркетплейсов и логистики. По итогам 2024 года компании в этом направлении заработали более 65 млрд тенге и создали свыше 3 тыс. рабочих мест.
«Одним из решений в сфере цифровизации торговли является платформа BEKSAR – система для автоматизации продаж, аналитики, управления клиентами и финансами. В систему интегрировано более 4 600 торговых точек по Казахстану, общий оборот которых превысил 1 трлн тенге. Проект является выпускником совместной акселерационной программы Astana Hub и Google for Startups Silkway Accelerator, которая является одним из ключевых инструментов для поддержки масштабируемых технологических стартапов», - сообщил он.
Еще одним эффективным решением в сфере цифровизации торговли, получившим дополнительный импульс в рамках Silkway Accelerator, стал Prometei – SuperApp для предпринимателей, который помогает запускать и развивать онлайн‑продажи через маркетплейсы, такие как Wildberries, Ozon и Kaspi, без необходимости содержать собственный склад и закупать товары заранее.
«Платформа предлагает до 1 млн товаров от 200 брендов из России и Казахстана — с сертификатами и доставкой до покупателя. Пользователи экономят до 60% времени за счёт автоматической загрузки товаров и обновления остатков. Prometei интегрирован с крупными маркетплейсами, поддерживает доставку, обучение, финтех-услуги и AI-инструменты», - отметил вице-министр.
Он представил обзор современных мировых трендов, имеющих значение для развития и цифровизации сферы торговли.
«Так, опыт Индии демонстрирует успешное внедрение открытой экосистемы электронной коммерции. Малый бизнес и покупатели взаимодействуют напрямую без зависимости от крупных маркетплейсов. В системе участвуют более 30 тыс. продавцов, ежемесячно происходит 5–7 млн транзакций, что свидетельствует о значительном развитии цифровой торговли и расширении доступа МСП к онлайн-рынкам», - проинформировал он.
В Объединённых Арабских Эмиратах активно применяется блокчейн-платформа CargoX, которая позволяет выпускать и передавать транспортные и торговые документы в электронном формате. Это цифровое решение направлено на сокращение сроков обработки и повышение прозрачности логистических операций.
«Также стоит отметить опыт Южной Кореи, где оказывается системная поддержка малому и среднему бизнесу в выходе на международные рынки, в том числе через инструменты электронной коммерции. Реализована платформа, позволяющая компаниям находить зарубежных покупателей, вести переговоры и оформлять экспортные сделки онлайн», - отметил он.
По прогнозам, к 2030 году объем онлайн-торговли в мире достигнет 70–75 трлн долларов.
«Говоря о рекомендациях, министерство предлагает реализовать следующие меры по развитию и цифровизации сферы торговли: первое, внедрить требования по верификации продавцов (KYC) в сфере электронной торговли (KYC – Know Your Customer), что позволит проверить личность и правовой статус продавцов. Второе, внедрить механизм «безопасной сделки» на электронных торговых площадках, при котором денежные средства покупателя временно удерживаются, например, на эскроу-счёте, и перечисляются продавцу только после подтверждения получения товара или услуги», - сообщил Дмитрий Мун.
В-третьих, необходимо оцифровать процесс аккредитации испытательных лабораторий с учетом проведенного реинжиниринга.
Ранее сообщалось, что в Казахстане разрабатывают маркетплейс для торговли
агропродукцией. Производители, торговые сети и госорганы на его площадке
смогут работать напрямую. Также определены сроки по введению маркировки в отношении новых товарных групп, а именно моторных масел до конца 2025 года, пивоваренной продукции с февраля 2026 года, товаров легкой промышленности с марта 2026 года, ювелирных изделий с декабря 2026 года и биологически активным добавкам с 2027 года.
Читайте также
Сроки обозначил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.