В Казахстане введут маркировку еще на пять видов продукции
Сроки обозначил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев
Теневой сектор экономики подавляет развитие среднего и малого бизнеса, снижает конкуренцию и лишает бюджет значительных доходов. Поэтому в Казахстане расширят перечень маркируемых товаров. Об этом на заседании правительства сообщил министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Определены сроки по введению маркировки в отношении новых товарных групп, а именно моторных масел до конца 2025 года, пивоваренной продукции с февраля 2026 года, товаров легкой промышленности с марта 2026 года, ювелирных изделий с декабря 2026 года и биологически активным добавкам с 2027 года», - сообщил он.
Министр пояснил, ведомство планирует внедрить модель «Цифровое зеркало торговли», это сквозной цифровой путь движения товара от производства до конечного потребления.
«Модель охватывает весь путь товара – от присвоения кода и ввоза до продажи в магазине и получения товара потребителем с фиксацией всех этапов. Таким образом мы выстраиваем сквозную цифровую экосистему, охватывающую весь жизненный цикл товара», - уточнил Арман Шаккалиев.
Для этого реализуются меры по каталогизации и кодификации товаров. Это внедрение Общего классификатора товаров, работ, услуг (ОКТРУ) и Национального каталога товаров (НКТ), что позволит вести учёт товаров по единой системе, унифицировать наименования товаров, отслеживать их путь от производителя до покупателя.
«В текущем году приняты необходимые законодательные нормы, предусматривающие порядок ведения ОКТРУ, определение НКТ и его обязательное использование», - отметил глава МТИ.
На текущий момент девять крупных торговых сетей уже внедрили НКТ для использования при реализации социально значимых продовольственных товаров. Это Small, Magnum, «Солнечный», A-store, «Инмарт», АНВАР, «Лидер», «Ярмарка» и GraMad RETAIL. В проекте участвуют онлайн и железные кассовые системы - Webkassa, Light kassa, Paloma, reKASSA, Alsep, «Порт» и «Кост-Касса».
«На сегодня 1,3 млн товаров уже классифицировано в ОКТРУ. Завершается объединение каталогов «Национальный каталог товаров» и «Электронный каталог товаров», - отметил министр.
Следующим важным элементом цифровой экосистемы торговли является сертификация товаров. В прошлом году запущена Информационная система технического регулирования (Е-КТРМ). На сегодня в системе зарегистрированы более 100 тыс. заявителей, 1,5 тыс. субъектов аккредитации и выпущено порядка 3,5 млн различных видов разрешительных документов.
«При этом есть ряд вопросов. Первое. Выпуск сертификатов вне области аккредитации, так называемые «серые сертификаты». Второе. Использование бумажных сертификатов в государственных информационных системах. Третье. Отсутствие информации у госорганов по наличию сертификатов поверки», - подчеркнул Арман Шаккалиев.
Для решения обозначенных проблем будут реализованы:
1. Полная оцифровка областей аккредитации в паспорте лаборатории с внедрением форматно-логистического контроля (так называемые цифровые двойники).
2. Для решения вопроса серых сертификатов в бумажном виде: интеграция ИС ТР с ИС «Кеден», паспортом госзакупок, маркетплейсами и реестром ЕАЭС.
3. Для усиления межведомственной координации госаппарата: интеграция ИС ТР с системами МВД, МНВО (i-Lab), МТСЗН (ИС Енбек), а также с Реестром ЕАЭС.
Напомним, в 2024 году маркировка ряда товаров позволила выявить нелегальную продукцию на 12,8 млрд тенге. Также сообщалось, что маркировка лекарств в Казахстане позволила исключить их незаконный оборот и контрафакт в аптеках.
Читайте также
Аптечные организации не занимаются маркировкой – они принимают уже промаркированный товар, пояснила руководитель «Центра развития цифровой экономики»
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.