Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. Какие товары креативной индустрии Казахстан поставляет на внешние рынки

Какие товары креативной индустрии Казахстан поставляет на внешние рынки

Аналитики изучили структуру экспорта такой продукции

Фото: Валерия Змейкова
Фото: Валерия Змейкова

Аналитики Finprom.kz провели анализ, какие товары креативной индустрии экспортирует Казахстан.

По данным Бюро национальной статистики РК, за январь–декабрь прошлого года экспорт товаров, относящихся к этой категории, составил 84,1 млн долларов. В сравнении с 2023 годом наблюдалось небольшое сокращение: на 11,3%. А вот при сопоставлении данных за три года динамика имела положительный тренд: сразу в 2,3 раза больше.

Структура экспорта товаров креативной индустрии очень разнообразна и даже слегка непредсказуема. Оказывается, в эту категорию входят не только книги, продукция народных промыслов и музыкальные инструменты, но и полупроводниковые носители, камни для памятников и даже деревянная тара для перевозки грузов. Отметим: в отчеты вошла информация без учета IT-продуктов, нематериальных товаров, объектов авторского права и т. д.

Наибольшую долю — 41,4% — стоимостного объема экспорта товаров креативной индустрии заняли трехколесные велосипеды, самокаты, различные игрушки на колесах и куклы. В прошлом году из РК отправили в Россию 1,5 тыс. тонн таких товаров на сумму 34,9 млн долларов. Из публикуемой таможенной статистики по товарообороту невозможно определить, был ли это реэкспорт. Сам Казахстан импортирует товары этого сегмента в куда больших объемах: 34,6 тыс. тонн за 2024 год. В то же время в стране есть предприятия, выпускающие детские трехколесные велосипеды «Балдырган».

На второе место по стоимостному объему экспорта попали товары ювелирной индустрии: 12,8 млн долларов — почти в 2 раза меньше, чем тремя годами ранее. Это связано с исключительностью сделок по продаже ювелирных изделий Швейцарии в 2021 году, составивших 22,6 млн долларов. Это был разовый случай.

На третьей строчке в списке экспортных товаров креативной индустрии оказались различные столярные и плотницкие изделия: 10,9 млн долларов — почти в 12 раз больше, чем в 2021 году.

По данным Министерства культуры и информации РК, в прошлом году в сфере креативной индустрии трудились более 143,6 тыс. казахстанцев. В секторе было зарегистрировано 45,5 тыс. субъектов предпринимательства, которые относились к этой категории. Больше половины из них работали в Алматы и Астане. Сразу 70% пришлось на ИП.

Почти треть — 12,7 тыс. — всех компаний и индивидуальных предпринимателей занимались различными народными промыслами. Вторым по распространенности видом деятельности в креативной индустрии стали IT и разработка компьютерных игр: 9,8 тыс. юрлиц и ИП. На третьем месте оказался сектор архитектуры и моды: 7,6 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. Наименьшее количество юрлиц и ИП пришлось на сегмент культурного наследия (39) и сектор библиотек и музеев (44).

По данным ООН, в мировом масштабе на креативную индустрию приходится 3,1% от ВВП. Эту сферу называют одной из самых быстрорастущих. По оптимистичным прогнозам, к 2030 году вклад креативной индустрии в мировую экономику достигнет 10%.

Согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) о развитии креативной экономики от 2024 года, в разных странах вклад этой сферы в ВВП варьируется от 0,5% до 7,3%. В число государств с большой долей креативных товаров и услуг в ВВП относятся, как правило, государства с развитой экономикой — такие, как, например, Япония, где, по данным за 2022 год, показатель составлял 7%. Достичь такого высокого уровня Страна восходящего солнца смогла за счёт активного развития сферы IT и компьютерных сервисов.

Довольно заметные показатели, по данным UNCTAD, также были зафиксированы в Южной Корее (5,6%), США (5,3%) и Китае (5,1%). Казахстан пока в аутсайдерах: в 2024 году вклад креативной индустрии в экономику РК составлял всего 1%. У профильного министерства есть планы к 2029 году довести этот показатель хотя бы до 2%. Для этого в начале текущего года был принят отдельный закон, направленный на поддержку сектора, введены стимулирующие налоговые меры.

В целом в мире, согласно данным из последнего отчета UNCTAD, объем экспорта товаров и услуг в сфере креативной индустрии в 2022 году почти достиг 2,1 трлн долларов. За пять лет показатель вырос на 42%. Львиную долю составили услуги: 65,9%, против 34,1%, пришедшихся на товары.

На первый план в экспорте услуг выходят IT-продукты. Различные приложения и программы в 2022 году заняли в секторе долю в 41%. Ввиду развития цифровых технологий и высокого спроса IT-сектор является самым быстрорастущим в сравнении с другими видами услуг в креативной индустрии. С 2017 по 2022 год объем экспорта в сегменте вырос почти в два раза, до 569 млрд долларов.

Среди товаров креативной индустрии на первом месте по экспорту оказалась ремесленная и дизайнерская продукция: 539 млрд долларов. Эта категория включает в себя разнообразные товары ювелирной, кожевенной, текстильной промышленности и других секторов.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в