Декарбонизация Казахстана — достижимы ли национальные цели?
Что такое углеродная нейтральность и сможет ли страна ее достичьИзменение климата — не модный тренд, а новая реальность, требующая активных действий от стран и компаний по всему миру. С начала индустриальной эпохи объемы выбросов парниковых газов (ПГ) резко возросли: от 4 Гт CO₂-эквивалента в 1850 году до 57 Гт в 2023 году, что представляет собой 13-кратное увеличение. В 2023 году мировые выбросы ПГ достигли исторического пика и составили 57,1 Гт: из них 68%[1] связаны с ископаемым топливом и промышленностью, что подтверждает антропогенный характер глобального потепления.
Источник: Данные по выбросам парниковых газов
В результате столь значительного роста выбросов ПГ глобальная температура поверхности Земли поднялась на 1,1°C по сравнению с доиндустриальным периодом (1850–1900 гг.). Этот рост температуры приводит к серьезным последствиям, включая увеличение частоты экстремальных погодных явлений и повышение уровня моря, сказываясь на жизни миллионов людей.
Климатические изменения становятся все более ощутимы и в Казахстане — от учащения экстремальных погодных условий до сокращения водных ресурсов. В связи с этим страна сталкивается с необходимостью трансформировать свою экономику, которая остается одной из самых углеродоемких в мире. Принятые Казахстаном климатические обязательства создают амбициозные, но жизненно важные цели на пути к устойчивому будущему.
Источник: Данные NASA о глобальной средней температуре
Международные обязательства и Казахстан
С конца 1990-х годов растет осознание того, что мир не может развиваться как прежде. Появляются международные ассоциации и соглашения, нацеленные на борьбу с изменением климата. Одним из ключевых шагов в этом направлении является Парижское соглашение, в рамках которого государства обязаны сдерживать рост глобальной температуры на уровне не более 2°C к 2100 году по сравнению с доиндустриальным уровнем. Достижение этой цели требует активных усилий со стороны всех участников мирового сообщества.
В результате многие страны и компании принимают обязательства по достижению углеродной нейтральности к определенному году — как правило, к 2050. Углеродная нейтральность (net zero emissions) — это состояние, когда выбросы парниковых газов достигают определенного уровня, которые компенсируются мероприятиями по их поглощению.
По состоянию на июнь 2024 года 107 стран, на долю которых приходится около 82% глобальных выбросов, приняли обязательства по достижению нулевого уровня выбросов либо законодательно, либо в рамках национальных климатических планов, либо через заявления правительственных лидеров. Казахстан, подписавший Парижское соглашение в 2016 году, также взял на себя обязательства по сокращению выбросов. В 2021 году страна обновила свои национально определенные вклады (NDC), заявив о намерении снизить выбросы на 15% к 2030 году относительно уровня 1990 года. В феврале 2023 года была утверждена стратегия достижения углеродной нейтральности к 2060 году.
Текущая ситуация и сценарии сокращения выбросов
В 2021 году выбросы парниковых газов в Казахстане составили 340,84[1] млн т CO₂-экв., что соответствовало 0,64% мировых выбросов ПГ. Несмотря на относительно небольшой вклад в глобальные выбросы ПГ, углеродоемкость казахстанской экономики является высокой — 0,69 т CO₂-экв. на $1000 ВВП, что ставит ее на 9-е место в мире. Данная позиция подчеркивает высокую зависимость экономики от ископаемого топлива, что является ключевым вызовом на пути к декарбонизации.
(1) – Инерционный сценарий рассчитан на основе текущих
темпов сокращения выбросов ПГ (-1.1% в год)
(2) – Промежуточный сценарий рассчитан на основе больших усилий РК по
сокращению выбросов ПГ (-2.2% в год)
ЗИЗЛХ – землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство
Источники: (3) Бюро национальной статистики; (4) Официальный информационный ресурс премьер-министра
Республики Казахстан: выступление
министра экологии – 2021 год
По последним доступным данным по выбросам ПГ (2021 г.), 77% приходится на энергетику, выбросы от которой составляют 261,9 млн т СО2-экв.
Энергетика Казахстана является главной причиной высоких показателей выбросов ПГ. На это напрямую влияет топливно-энергетический баланс, в котором 70% электроэнергии вырабатывается из угля, а 20% — из газа. Доля ВИЭ в общем объеме выработки электроэнергии в 2022 году составила 4,5%.
Выработка 1 кВт-ч в Казахстане сопровождается выбросами 65 кг СО2. Это высокий показатель, который характерен для «угольных» стран.
Осознавая роль энергетического сектора в общей картине выбросов ПГ страны, министерство экологии утвердило концепцию по переходу РК к «зеленой экономике». В рамках этой концепции установлены цели по сокращению выбросов ПГ от угольных станций:
• На 15% к 2030 году по сравнению с уровнем 2012 года;
• На 40% к 2050 году по сравнению с уровнем 2012 года.
В настоящее время динамика выбросов ПГ от угольных электростанций остается почти неизменной. В 2021 году выбросы составили 85,6 млн т СО2-экв., что всего на 200 тыс. тонн СО2-экв меньше, чем в 2020 году.
Динамика сокращения выбросов ПГ от угольных электростанций, млн т СО2-экв
Средний темп снижения выбросов ПГ от угольных электростанций с 2012 года составляет 0,4% в год. При сохранении динамики сокращения выбросов ПГ от угольных электростанций, согласно инерционному сценарию, цель углеродной нейтральности к 2060 году не будет достигнута. Разница составит 73,2 млн т СО2-экв в сфере электроэнергетики.
Чтобы достичь углеродной нейтральности к 2060 году, ежегодный темп сокращения выбросов ПГ должен составлять 3,9%, тогда как сейчас темпы не превышают 1,1% в год. Таким образом, при текущем сценарии Казахстан сможет достичь безусловного сокращения выбросов ПГ лишь на 15% к 2030 году, при этом условная цель в 25% достижима лишь в промежуточном сценарии. Прогнозы по выбросам ПГ показывают, что при текущих темпах сокращения Казахстану вряд ли удастся достичь углеродной нейтральности к 2060 году, если только объем углеродных единиц не превысит 70 млн тонн. Для достижения этой цели стране необходимо ускорить темпы снижения выбросов ПГ более чем в три раза.
Казахстан на пути к углеродной нейтральности
Для достижения амбициозных целей по декарбонизации Казахстану предстоит решить комплекс задач, требующих значительных инвестиций и системного подхода. Увеличение объема финансовых вложений, особенно в энергетику, не сможет самостоятельно обеспечить целевые темпы сокращения выбросов. Необходимы структурные изменения, включающие эффективное управление данными, усиление координации между государственными и частными секторами, а также развитие механизмов государственной поддержки. В этом контексте можно выделить несколько ключевых рекомендаций для ускорения декарбонизации экономики Казахстана.
1. Оптимизация мониторинга и анализа данных по выбросам. Доступные данные по выбросам парниковых газов ограничиваются 2021 годом, что затрудняет оценку эффективности политик и мер последних лет. Рекомендуется оптимизировать и автоматизировать процесс сбора данных, что упростит управление климатическими рисками и позволит оперативнее реагировать на изменения.
2. Координация усилий государства и бизнеса. Для согласованного и эффективного продвижения климатической повестки Казахстану следует привлечь бизнес-сообщество к разработке национальных требований в области ESG, как это сделано в ЕС в рамках Директивы по корпоративной отчетности (CSRD).
3. Инвестиции в декарбонизацию. С учетом того, что Казахстану необходимо снизить выбросы на 3,9% в год, что в три раза превышает текущие темпы, особое внимание должно быть уделено вложениям в энергетический сектор и развитие альтернативной энергетики. Декарбонизация экономики невозможна без комплексных финансовых вливаний во все крупные секторы-эмитенты. Ключевыми направлениями являются развитие солнечной и ветровой энергии, особенно в южных и западных регионах страны.
4. Государственная поддержка всех участников рынка. Следует развивать государственные субсидии и программы поддержки для всех секторов экономики, а не только энергетического, что будет способствовать достижению общей цели сокращения выбросов. Экспортные компании нуждаются в дополнительной помощи для сохранения конкурентоспособности на фоне международных углеродных налогов, таких как CBAM.
Переход Казахстана к углеродной нейтральности требует системных изменений и значительных вложений. При наличии необходимой координации между государственными органами и бизнесом страна может достичь амбициозных целей по снижению выбросов. При наличии достаточной поддержки международных партнеров и современных технологий страна имеет все шансы внести свой вклад в глобальную борьбу с изменением климата и стать лидером устойчивого развития в Центральной Азии.
Авторы: партнер, руководитель практики устойчивого развития KPMG Кавказ и Центральная Азия Габит Мусрепов, менеджер практики устойчивого развития KPMG Кавказ и Центральная Азия Камиля Сунгат