Мировой опыт развития ядерных программ
Председатель Ассоциации развития атомной индустрии Алдияр Токтаров рассказал об опыте другихАтомная энергетика играет важную роль в обеспечении чистой и надежной электроэнергии для стран, стремящихся диверсифицировать свои источники энергии. В каждой стране подход к развитию атомной отрасли уникален, отражая национальные интересы, ресурсы и стратегические приоритеты. Тем не менее, важную роль в этих процессах играют международные стандарты, такие как рекомендации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), которые помогают устанавливать правила для безопасного и эффективного развития атомных программ.
В этой статье мы рассмотрим опыт ключевых стран в создании и развитии своих ядерных программ. Как распределение полномочий между регулирующими органами и операторами помогает поддерживать высокие стандарты безопасности и эффективности? Как различные страны адаптируют свои программы к глобальным вызовам и национальным особенностям? Мы обратимся к примерам таких стран, как США, Франция, Китай, Узбекистан и Саудовская Аравия, чтобы увидеть, как их атомные программы помогают решать энергетические задачи и строить будущее атомной энергетики.
Рассмотрим примеры из международного опыта развития национальных ядерных программ в странах с развитой атомной отраслью, а также в «странах-новичках».
Узбекистан: акцент на партнёрство и подготовку кадров
В Узбекистане стремительное развитие атомной энергетики началось с создания Агентства по развитию атомной энергетики "UzAtom", которое отвечает за координацию и контроль ядерной программы страны. На фоне реструктуризации Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК) и создания государственного предприятия «Навоийуран» был заложен фундамент для развития урановой промышленности и атомной энергетики. Важным шагом в направлении развития атомной энергетики стало углубление сотрудничества с французской компанией Orano - это позволило укрепить стратегические альянсы в урановой отрасли.
Страна также активно взаимодействует с ведущими зарубежными учебными заведениями для подготовки кадров в атомную отрасль. Яркий пример - открытие филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» в Ташкенте. Таким образом обеспечивается долгосрочная стратегия развития собственной научно-технической базы и человеческого капитала.
США: от военных программ к гражданским технологиям
Создание системы регулирования ядерной энергетики в США началось сразу после Второй мировой войны. В 1946 году на смену Манхэттенскому проекту пришла Комиссия по атомной энергии (AEC), которая была призвана обеспечить гражданский контроль над атомными технологиями. Этот переход был продиктован необходимостью регулировать мирное использование ядерных технологий и предотвращать их военное применение.
AEC сыграла важную роль в создании инфраструктуры для развития атомной энергетики: она инициировала строительство национальных лабораторий для проведения ядерных исследований. Однако, к 1974 году, в результате перераспределения функций, AEC была расформирована, а её регулирующие полномочия перешли к новому органу — Комиссии по ядерному регулированию (NRC), которая до сих пор отвечает за использование ядерных материалов в мирных целях, лицензирование атомных объектов и контроль за их эксплуатацией.
Китай: быстрый рост и глобальные амбиции
В Китае ключевым игроком в атомной энергетике является Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC), которая была создана в 1955 году для развития ядерных технологий, включая разработку ядерного оружия. В последующие годы CNNC стала отвечать за разработку атомных электростанций и переработку ядерных материалов.
Для улучшения управления и регулирования атомной отрасли в 1999 году CNNC была разделена на две структуры: собственно CNNC и China Nuclear Engineering & Construction Group. Впоследствии, в 2018 году, эти две компании вновь объединились, что позволило Китаю консолидировать усилия по развитию атомной энергетики и усилить контроль над всеми этапами создания и эксплуатации атомных электростанций.
Франция: научные инновации и атомная независимость
Франция — одна из первых стран, создавших мощный национальный ядерный регулятор. В 1945 году была учреждена Французская комиссия по альтернативным источникам энергии и атомной энергии (CEA), которая отвечала за развитие ядерных технологий и создание ядерного оружия. Впоследствии CEA сыграла ключевую роль в строительстве атомных электростанций, обеспечивая Францию собственной атомной энергетикой.
Сегодня CEA занимается исследованиями и разработками в области ядерной энергетики, а также возобновляемых источников энергии, что делает Францию одним из мировых лидеров в области ядерных технологий. CEA тесно сотрудничает с международными организациями, такими как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), что позволяет Франции оставаться на передовой как в сфере безопасности, так и в инновациях.
Китай: централизация контроля через CNNC
В Китае ключевым игроком в атомной энергетике является Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC), которая была создана в 1955 году для развития ядерных технологий, включая разработку ядерного оружия. В последующие годы CNNC стала отвечать за разработку атомных электростанций и переработку ядерных материалов.
Для улучшения управления и регулирования атомной отрасли в 1999 году CNNC была разделена на две структуры: собственно CNNC и China Nuclear Engineering & Construction Group. Впоследствии, в 2018 году, эти две компании вновь объединились, что позволило Китаю консолидировать усилия по развитию атомной энергетики и усилить контроль над всеми этапами создания и эксплуатации атомных электростанций.
ОАЭ: «золотой стандарт» развития атомной энергетики
В Объединённых Арабских Эмиратах ключевым элементом становления атомной программы стало создание Федерального управления по ядерному регулированию (FANR) в 2009 году. Этот орган был создан в рамках программы по диверсификации энергоснабжения страны и обеспечения экономического роста при соблюдении высоких стандартов безопасности и нераспространения.
FANR разработало комплексную систему лицензирования и инспектирования ядерных объектов, а также установило нормативные требования для атомной энергетики. Первый значимый шаг — это лицензирование строительства атомной станции "Барака", которая стала первой атомной станцией в арабском мире. В 2020 году FANR выдало лицензию на эксплуатацию первого энергоблока, что дало старт активному использованию атомной энергии в стране.
На сегодняшний день ОАЭ построили и ввели в эксплуатацию первую АЭС – Барака, с 4 энергоблоками на базе реакторов APR-1400, и планирует продолжать расширение атомных мощностей, а также укреплять свою роль на международной арене в области атомной энергетики.
Саудовская Аравия: еще один крупный игрок на Ближнем Востоке
Ключевыми структурами для развития национальной ядерной программы в рамках стратегии устойчивого развития Королевства до 20250 года стали Город короля Абдаллы по атомной и возобновляемой энергии (KA CARE) и Управление по атомному регулированию Саудовской Аравии (SAARA).
KA CARE был основан в 2010 году по указу короля Абдаллы бен Абдель Азиза Аль Сауда. Организация активно развивает международное сотрудничество, участвуя в глобальных инициативах по обмену технологиями и опытом в сфере ядерной энергетики. Важной частью работы KA CARE является Национальный проект по атомной энергии, направленный на строительство атомных электростанций и привлечение зарубежных партнеров. SAARA, созданное в 2019 году по указу короля Салмана бен Абдель Азиза Аль Сауда, взяло на себя задачу обеспечения ядерной безопасности и соблюдения международных стандартов в области атомной энергетики. Организация отвечает за лицензирование ядерных объектов, радиационную защиту и контроль за эксплуатацией ядерных установок. Еще одно ключевое направление деятельности SAARA – сотрудничество с международными организациями, такими как Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), для привлечения лучшего международного опыта и знаний в свою гражданскую ядерную индустрию.
Вместе с этим, согласно нормам Международного агентства по атомной энергии «Независимость принятия регулирующих решений» (INSAG-17) для эффективной реалосуществлении проектов атомной энергетики необходимо эффективное разделение полномочий регулирующего органа и функций организации, реализующей программу развития атомной энергетики. Эффективность такого распределения была признана давно.
Таким образом, каждая страна, исходя из своих особенностей и потребностей, выстраивает уникальную модель развития ядерной энергетики, при этом все они сходятся в одном — ядерная энергия требует строгого контроля и высокой степени ответственности.
Автор: Алдияр Токтаров, председатель Ассоциации развития атомной индустрии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.