Правительство масштабирует опыт Сарани для развития моногородов
Это позволит обеспечить диверсификацию их экономикПравительство масштабирует опыт города Сарани в моногородах для диверсификации их экономик. Об этом сегодня в ходе заседания правительства, докладывая о проекте Общенационального плана мероприятий по реализации Послания главы государства от 2 сентября 2024 года, сообщил заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Для диверсификации экономик других моногородов будет масштабирован опыт экономического развития Сарани. Наряду с этим будут созданы привлекательные условия для инвестирования и комфортного проживания в рамках опережающего развития города Алатау», - отметил он.
В энергетическом секторе и коммунальном хозяйстве будет принят соответствующий национальный проект.
«Для повышения инвестиционной привлекательности будет пересмотрена тарифная методология, позволяющая обеспечить возврат инвестиций в разумные сроки. В то же время будет просчитан тариф для каждого субъекта естественной монополии с целью недопущения необоснованного роста для потребителей. Наряду с этим в целях привлечения заемных средств для строительства и модернизации инженерных коммунальных сетей разработана программа финансирования ЖКХ на 2024-2029 годы. Она позволит сэкономить бюджетные средства и расширить источники финансирования проектов в сфере ЖКХ», - сообщил вице-премьер.
Кроме того, до конца года предполагается масштабировать утвержденные социальные нормы потребления коммунальных услуг по принципу «больше потребляешь – больше платишь».
Наряду с этим будут проработаны вопросы защиты интересов социально уязвимых слоев населения на оплату коммунальных услуг. Таким образом, в отраслевой закон будет введено понятие социально значимых услуг и их регламентация по аналогии с процессами оказания госуслуг.
«В транспортно-логистической сфере в ближайшие три года будут утверждены регулируемые тарифы на железнодорожные перевозки грузов до уровня рентабельности. В части обеспечения водной безопасности планируется разработка интегрированной системы управления паводками, включающей ремонт и модернизацию гидротехнических сооружений, а также внедрение технологий по аккумулированию паводковых вод. Кроме этого, будут внедрены новые механизмы и стимулы для привлечения частных инвестиций», - отметил он.
Для дополнительного стимулирования использования водосберегающих технологий на предприятиях будет разработан соответствующий комплекс мер.
«По линии цифровизации будут обеспечены правовые условия для внедрения искусственного интеллекта за счет принятия соответствующего закона. Будет продолжена работа по совершенствованию нормативного регулирования цифровых активов и майнинга. Технологии искусственного интеллекта будут внедрены в платформу «электронного правительства». В целях повышения уровня кибербезопасности информационно-коммуникационной инфраструктуры будут приняты соответствующие законодательные меры», - пояснил Нурлан Байбазаров.
В следующем году в Астане начнет функционировать Национальный центр искусственного интеллекта.
«В сфере туризма будут предусмотрены работы по строительству аэровокзальных комплексов и аэропортов с обеспечением необходимой инфраструктурой в курортных зонах Катон-Карагай, Зайсан и Кендерли. Планируется приобретение воздушных судов малой авиации через Фонд развития промышленности. Данные меры придадут дополнительный импульс развитию внутреннего туризма», - отметил глава МНЭ.
Представляя проект Общенационального плана мероприятий по реализации Послания главы государства народу от 2 сентября текущего года «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», он пояснил, что документ состоит из 76 мероприятий, направленных на повышение устойчивости экономики и рост благосостояния граждан.
«По линии денежно-кредитной политики будет разработан новый проект закона, регулирующий деятельность банков и кредитных организаций. Основные задачи законопроекта – стимулирование экономической активности, регулирование цифровых активов и финансовых технологий. В целях устранения дисбаланса по данному направлению будут приняты меры по внедрению сбалансированного налогообложения банковского сектора с учетом выплачиваемых дивидендов», - отметил он.
До конца текущего года будут выработаны предложения по совершенствованию бюджетного законодательства, включающие вопросы повышения качества планирования доходов и расходов, внедрения компенсационных механизмов покрытия дефицита бюджета, повышения эффективности управления активами Национального фонда.
Он отметил, что с 2026 года будет введен в действие новый Налоговый кодекс. Основными его задачами станут:
- оптимизация налоговых режимов без ухудшения выгодных условий для предпринимателей;
- дифференциация ставок индивидуального подоходного налога (ИПН);
- увеличение порога налоговой задолженности без применения мер принудительного взыскания;
- наложение ограничений только в пределах налоговой задолженности;
- предоставление рассрочки по уплате задолженности по налогам без залогового обеспечения и ряд других действенных мер.
«Главная задача нового налогового законодательства – соблюдение баланса между потребностями государства и возможностями бизнеса. До конца 2025 года предусматривается внедрение единой информационной системы налогового администрирования. Кроме того, будет реализован комплекс мер, направленных на завершение работ по приграничным таможенным постам, а также недопущение незаконного «перетока» доходов», - сообщил заместитель премьер-министра.
Он добавил, что работа над совершенствованием всех процессов налогового администрирования продолжится совместно с депутатским корпусом, общественностью и привлечением широкого круга экспертов и представителей бизнес-сообщества.
Для улучшения инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса планируется:
- провести ревизию действующих мер поддержки;
- упорядочить проверки субъектов частного предпринимательства;
- определить пул масштабных проектов ГЧП с участием международных финансовых организаций.
«Еще одной приоритетной задачей является совершенствование политики управления госпредприятиями. Они не должны конкурировать с частным сектором. На законодательном уровне будут определены цели их создания, регламентирован формат их деятельности. В рамках работы над поправками в законодательство по возврату активов будут проработаны механизмы их возврата на добровольных началах, а также путем инвестирования в экономику страны», - подчеркнул глава МНЭ.