Аэропорты препятствуют развитию смежного рынка продажи авиатоплива
Для решения проблемы разработают Правила равного доступа к мощностям хранения нефтепродуктов на территории аэропортовСотрудники Агентства по защите и развитию конкуренции провели анализ конкуренции на рынке хранения нефтепродуктов. Хранение нефтепродуктов – это временная перевалка топлива для дальнейшей продажи потребителям. При этом для разного вида топливо предусмотрены свои технические и административные требования в условиях хранения. Соответственно, действуют рынок хранения авиационного топлива и рынок хранения дизельного топлива и бензина. По авиатопливу установлено доминирующее или монопольное положение аэропортов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные Агентства по защите и развитию конкуренции.
В ведомстве уточнили, что объемы хранения авиатоплива по годам по республике составили: за 2021 год - 720 тыс. тонн, за 2022 год – 1 057 тыс. тонн, за 2023 год – 1 021 тыс. тонн.
Аэропорты, поставщики нефти, оптовые и розничные реализаторы авиатоплива работают на одном товарном рынке, но доступ к инфраструктуре хранения предоставляется непосредственно аэропортами.
«Возможности аэропортов получения дохода от реализации авиационного топлива с посреднической наценкой и монопольно ограничивать доступ к инфраструктуре хранения авиационного топлива отрицательно влияют на ценовую конкуренцию при реализации авиатоплива и заинтересованность в развитии аэропортовых услуг», - говорится в сообщении антимонопольного ведомства.
В рамках указа Президента РК «О мерах по либерализации экономики» обладателями ключевой мощности на рынке хранения авиационного топлива признаны аэропорты, отвечающие требованиям законодательства:
АО «Әлия Молдағұлова
Халықаралық Әуежайы»;
АО «Международный аэропорт
Алматы»;
АО «Международный аэропорт
Нурсултан Назарбаев»;
АО «Международный Аэропорт
Атырау» имени Хиуаз Доспановой»;
АО «Международный аэропорт
«Аулие-Ата»;
АО «Международный аэропорт
«Қостанай имени Ахмета Байтұрсынұлы»;
АО «Международный аэропорт
Актау»;
АО «Аэропорт
Усть-Каменогорск»;
АО «Авиакомпания Жетысу»;
АО «Аэропорт «Сары-Арка»;
АО «Аэропорт «Коркыт Ата»;
АО «Авиакомпания «Жез-Эйр»
(ZHEZAIR);
АО «Аэропорт Шымкент»;
АО «Аэропорт Павлодар»;
ТОО «Международный аэропорт
Семей»;
Филиал АО «Международный
аэропорт Н. Назарбаев» – «Аэропорт Кокшетау»;
ТОО «Turkistan international
airport».
Для развития конкуренции и обеспечения равного доступа частных поставщиков нефти к ключевой мощности агентство приступило к разработке Правил соответствующих правил.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.