Визит спецпредставителя ЕС: риски санкций и дальнейшие перспективы
Важно продолжать работу по диверсификации нефтяных маршрутов, считает эксперт Санжар КалдаровАвтор: эксперт Аналитического центра «Halyk Finance» Санжар Калдаров
На днях спецпредставитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан совершил третий официальный визит в Казахстан. Как и прежде, главной целью визита является противодействие обходу антироссийских санкций, связанных с войной в Украине. По словам Дэвида О’Салливана, ЕС продолжает выражать обеспокоенность возможностью реэкспорта ряда санкционных товаров в Россию через Казахстан – в частности, товаров «высокого приоритета», которые могут быть использованы в военных целях. Кроме того, возникают вопросы касательно функционирования трубопровода КТК. На наш взгляд, текущая ситуация вновь акцентирует важность диверсификации нефтяных маршрутов Казахстаном и усиления коммуникаций по соблюдению санкционного режима.
Напомним, что в последний раз спецпредставитель ЕС посещал Казахстан в ноябре прошлого года. Тогда было заявлено, что благодаря мерам, принятым властями Казахстана, реэкспорт некоторых санкционных товаров в Россию значительно сократился, однако по другим позициям – в частности, товарам, связанным с высокими технологиями (интегральные схемы, оптическое оборудование, оперативная память и т.д.) – реэкспорт продолжает расти. Хотя доля этих товаров в товарообороте Казахстана очень низкая и составляет всего 200 млн евро в год, их специфика позволяет использовать их в военных целях.
Во время нынешнего визита снова была подчеркнута важность предотвращения реэкспорта указанных товаров, которые были названы товарами «высокого приоритета». Всего в эту категорию входят 50 товарных позиций, которые могут использоваться в военных целях. При этом, по словам посланника ЕС, положительный прогресс уже имеется – наблюдается существенный спад в показателях импорта и реэкспорта данных изделий через Казахстан. Кроме того, стороны обсудили проблемные вопросы, связанные с функционированием трубопровода КТК и замороженными активами Евразийского банка развития (одним из его учредителей является Россия). Следует отметить, что свыше 80% нефти из Казахстана по-прежнему поставляется через КТК, что повышает риски от перебоев в его работе, будь то по техническим или иным причинам.
Во время визита также поднимался вопрос вторичных санкций. На сегодняшний день в санкционные списки США и ЕС попали четыре казахстанских компании - ТОО «Defense Engineering», ТОО «Elem Group», ТОО «Da Group 22» и ТОО «КБР-Технологии», которые подозреваются в поставке товаров военного и двойного назначения в РФ. По информации госорганов, на данный момент они не осуществляют импортную и экспортную деятельность, а одна из них была ликвидирована. Помимо этого, недавно в санкционный список США была включена Московская фондовая биржа, которая частично владеет Казахстанской фондовой биржей (KASE). По заявлениям KASE, это не отразилось на деятельности биржи, тогда как Нацбанк объявил о пристальном контроле за ситуацией на финансовом рынке и принятии мер в случае необходимости.
В целом, учитывая высказывания спецпредставителя ЕС, мы продолжаем полагать, что, не считая отдельных компаний, полномасштабные вторичные санкции со стороны ЕС или США в отношении Казахстана маловероятны. Однако, как мы уже писали, на фоне продолжающейся неопределенности вектора политики между западными странами и Россией властям Казахстана необходимо усилить коммуникации о возможных последствиях вторичных санкций. Вместо реагирования на включение каких-либо казахстанских компаний в санкционные списки правительству следует занять более проактивную позицию, заранее информируя и предупреждая общественность и фирмы о подобных рисках. Важно убедиться, что до физических и юридических лиц полностью доносится вся значимость соблюдения санкционных правил, особенно тех, которые касаются внешней торговли и проведения валютных операций.
В то же время, чтобы снизить зависимость от РФ в части поставок нефти, важно продолжать работу по диверсификации нефтяных маршрутов как по транскаспийским каналам, так и в китайском направлении. Эти меры включают расширение танкерного флота, долгосрочные договоренности по наращиванию поставок нефти, инвестиции в инфраструктуру и технологическое сотрудничество с западными странами и Китаем. Хотя планы правительства по экспорту нефти через альтернативные каналы пока что выглядят слишком амбициозными, по мере наращивания объемов можно ожидать значительного расширения поставок по альтернативным маршрутам благодаря эффекту масштаба, повышению эффективности и снятию инфраструктурных ограничений.