Что происходит на автомобильном рынке Казахстана
Феномен 2023 года, свалка для старых авто и бренды из КитаяСитуация на автомобильном рынке Казахстана в 2023 году была феноменальной. К такому выводу пришли участники первого независимого форума KURSIVAUTO-2024. На первой сессии «Авторынок-2024:
уход в боковик или продолжение роста?» эксперты обсудили несколько вопросов: какие факторы позволили рынку достичь рекордных продаж в 2023 году, что
происходит в 2024 году, и какие изменения ждут отрасль в среднесрочной
перспективе, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Открыл обсуждение руководитель направления Kursiv Research Сергей Домнин. Он отметил, что ситуация на авторынке в 2023 году была феноменальной: «Мы видели резкое изменение количества зарегистрированных автомобилей. Мы видели впечатляющий рост продаж официальных дилеров на 61%. Феноменальный рост был более чем двукратный по ввозу новых автомобилей за пределами официальных дилеров и ввозу автомобилей, которые уже являются подержанными на момент ввоза в страну. Такое впечатление, что спрос был горячим во всех сегментах».
Президент Казахстанского автомобильного союза Анар Макашева считает, что причина такого роста - отложенный спрос во время пандемии, также на рынке появилось много удобных инструментов, с помощью которых казахстанцы могут заменить старые автомобили на более новые. Этот тренд продолжился бы, но на рынок повлияли реформы. Например, более жесткие правила кредитования.
«Мы как отрасль рассмотрели все возможные варианты и сценарии развития и выяснили, что залоговое автокредитование для государства и граждан не такое страшное, – заметила спикер. – Вы покупаете автомобиль, ставите его в залог, пока вы его не погасите, автомобиль на вас не переоформляется. В случае, если вы не можете по каким-то причинам выплатить кредит, вы всегда можете сделать реструктуризацию займа, получить отсрочку платежа, либо продать автомобиль, тем самым погасить кредит, соответственно, никакого проблемного кредита не будет. Но, к сожалению, по стечению обстоятельств уже второй месяц не получается внести изменения в постановление, хотя и финрегулятор, и все финансовые участники рынка обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что залоговое автокредитование – это нормальный инструмент для обновления автопарка, и что его необходимо оставить. Мы ожидаем со дня на день подписания постановления, потому что в противном случае у нас уже второй месяц по рынку идет спад порядка -10%, что влияет на темпы роста авторынка».
Генеральный директор КМК «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев рассказал, как в компании менялись планы в течение года и за счет чего, на его взгляд, произошел такой рост: «Отложенный спрос со времен ковида, дефицит полупроводников, поломанные логистические цепочки в связи с происходящим в Украине, что тоже привело к дефициту, кроме того, мировые бренды вынужденно покинули территорию Российской Федерации, и клиентам надо было как-то завозить туда машины. Порядка 20-25%, по моим субъективным ощущениям, это был реэкспорт, что также привело к большому дефициту, а также к ажиотажу, потому что все поняли, что на этом можно сейчас заработать. Наши люди покупали новые машины в салоне и перепродавали их в Российскую Федерацию».
Спикер отметил, что помимо коэффициента долговой нагрузки (КДН), который повлиял на снижение продаж, рынок отреагировал и на ужесточение в России с 1 апреля 2024 года правил ввоза автомобилей по параллельному импорту, которые приходят через страны ЕАЭС, и ввозить автомобили стало невыгодно.
«Если говорить о производстве, мы свои планы меняли чуть ли не каждый месяц. Дефицит, который ощущал Казахстан, был во всем мире. Если учитывать рынок Южной Кореи, то, по нашим данным, очередь там доходила от шести месяцев до двух лет. Когда идет такой дефицит в самой Южной Корее, Соединенных Штатах Америки, на европейских рынках, Казахстан мог бы стать страной, куда в последнюю очередь будут распределять авто, но здесь сыграло роль уважение Hyundai Motor Company к нашим инвестициям. В Казахстане есть завод, который необходимо загружать, соответственно нам удавалось получать дополнительную квоту, чтобы обеспечить спрос. В 2023 году мы уже приблизились к своим производственным мощностям, было произведено 48 тыс. автомобилей Hyundai. С 1 апреля мы видим, что спрос стал для нынешних времен стабильным. Мы не ощущаем снижения объемов продаж», , – сказал Бекнур Несипбаев.
На вопрос модератора «Какие бренды взлетали помимо Hyundai?» спикер ответил, что спрос был на автомобили разных производителей.
Генеральный директор Orbis Auto Динара Искакова отметила, что в 2023 году в целом на рынке продано 198 тыс. автомобилей, но это был неорганический, искусственный рост, основными причинами которого стали отложенный спрос, проблемы с логистикой и события в Украине. «Отложенный спрос формировался в течение трех лет. Начался он в 2020 году с коронавируса, после у нас появились большие проблемы по логистике, и рынок Казахстана недополучал автомобили. В 2021 году на заводах производителей не хватало полупроводников. В особенности это коснулось дорогих автомобилей. Чем дороже автомобиль, тем больше опций, которые были на заводах недоступны. Например, Toyota Land Cruiser 300 с момента выхода и на протяжении трех лет продавался только по очереди, которая была большой.
В 2022 году всем известная ситуация России с Украиной сломала наши логистические пути, и 2022 год мы прожили в полном дефиците. В 2023 году наконец-то мы получили столько автомобилей, сколько заказывали. Плюс к нашему заказу многие экспортеры добавили автомобили, которые были произведены для рынка России. Эти авто были перенаправлены в Казахстан», – сказала Динара Искакова.
Она отметила, что снижение покупательского спроса компания зафиксировала осенью 2023 года. Спад продолжается до сих пор. Но причину падения спроса CEO Orbis Auto видит в другом: «Мы предложили клиентам максимальное количество инструментов и опций для приобретения новых автомобилей, которые уже очень давно не предлагали. Было столько привлекательных программ от дилеров, что покупали даже те, кто не планировал покупку автомобиля. Думаю, часть клиентов, которые купили бы автомобиль в 2024 году, своими привлекательными программами мы перетянули в 2023 году».
Динара Искакова уточнила, что сейчас ситуация на рынке - «это не падение, просто рынок входит в свое нормальное русло, становится таким, каким должен быть».
СEO Kolesa Group Дмитрий Ботанов отметил незначительное снижение продаж от года к году, например немецких автомобилей, и рост продаж авто из Китая: «Есть интересный факт: мы не видим критической для дилеров привязанности покупателей к бренду. Люди, ищущие в Kolesa Toyota или Hyundai, с удовольствием рассматривают автомобили из Китая. Ключевым фактором при выборе авто является цена. <…> в основном казахстанцы ищут машины до 5 млн тенге, до 10 млн тенге рассматривают 50%, до ценовой категории, в которой размещаются новые авто, добирается порядка 30-35%, и всего 6-7% совершают звонки по этим автомобилям. Такая тенденция с учетом инфляции практически не меняется в последние годы. Все, что действительно серьезно влияет на авторынки – денежные возможности, экономическое положение в стране и финансовые инструменты, которые доступны людям».
Анар Макашева обратила внимание, что с 2012 года автопарк страны регулярно обновлялся, порядка 100-150 тыс. новых машин регистрировали до 2018 года. В последнее время наблюдается другой тренд: в парк поступают очень старые автомобили.
«Не хотелось бы, чтобы казахстанский рынок становился свалкой старых машин, поэтому нужно принимать максимально меры, чтобы люди могли обновлять свои автомобили, чтобы было как можно больше инструментов, чтобы люди могли покупать новые автомобили. И обеспечить выбытие старых авто из парков», – отметила спикер.
Аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев рассказал, почему считает 2023 год переломным: «Мы взглянули на статистику, взяли с 2012 по 2022 год, за 10 лет количество легковых автомобилей выросло лишь на 6,3%. И тут приходит 2023 год, где рост составил 20%. По сравнению с 6% - это просто колоссальный взрыв!»
Он отметил, что с января по апрель текущего года количество легковых автомобилей выросло на 1,6%. В том же периоде прошлого года рост составлял 4,6%, следовательно, темпы роста снизились почти в три раза. Спикер считает, что сейчас темпы роста наиболее рациональные.
На сессии Ансар Абуев сообщил, что количество автомобилей старше 10 лет в Казахстане приближается к 70%. «Если многие ищут автомобиль до 5 млн тенге, скорее всего, это автомобили б/у рынка. Цифры на самом деле не такие уж и радужные. Если посмотреть на разбивку по годам, то за 2023 год (вырос сегмент - Ред.) автомобилей от 3 до 7 лет, и в остальных частях у нас идет рост количества старых автомобилей. От 10 до 20 лет идет рост, и от 20+ также имеется рост небольшой. Количество автомобилей до 3 лет остается в районе 6-7%».
Считая свои слова отголоском юношеского максимализма, аналитик Freedom Finance Global озвучил идеальную, на его взгляд, схему: «Я хотел бы такую схему для казахстанцев, когда они покупают только новые автомобили, через три года идут в Trade-in и снова покупают новый автомобиль. В таком случае, возможно, Казахстан не был бы свалкой для старых авто».
Анар Макашева обратила внимание, что в развитых странах эта схема работает. Например, в Германии высокие налоги на эксплуатацию старых автомобилей. В азиатских странах стимулируют налогами те компании, которые вывозят старые автомобили за пределы страны. В США очень много программ, и люди могут старый автомобиль обменять на новый. Для Казахстана важно подхватить этот тренд и быстрее обновить автопарк.
«За последние два года мы наблюдаем следующую тенденцию: очень много появилось на рынке старых, проблемных автомобилей. Раньше никогда к официальным дилерам не привозили автомобили на замену или перепродажу с обременением, юридически нечистые. В Казахстане такие сделки в таком объеме не проходили. Если находились проблемные машины, для нас это был нонсенс, и мы рассматривали этот кейс со всех сторон, чтобы понять, как потом защитить наших потребителей от таких машин. <…> Мы как союз сейчас обсуждаем с государственными органами, что можно сделать, чтобы защитить наших граждан от подобных сделок», – отметила президент Казахстанского автомобильного союза.
На вопрос модератора «Что будет с ростом авторынка?» Анар Макашева ответила, что «рынок возвращается в нормальное состояние».
При составлении бюджета на 2024 год, рассказал CEO «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев, компания «находилась в эйфории от 2023 года», и планы по продажам на 2024 год оказались завышенными. Поэтому участники отрасли работают в оперативном режиме и каждый месяц пересматривают заказы, поскольку автомобильный бизнес очень капиталоемкий. «Мы сейчас очень консервативно подходим к нашим заказам. Наша задача – держать не более двух-, двух с половиной месячные стоки автомобилей. Это тот комфортный сток, который мы можем регулировать. Самое опасное в автомобильном бизнесе - не по размеру заказать сток. Прогнозировать до конца года – дело неблагодарное, потому что много новых игроков пытаются зайти на рынок. Мы знаем, что порядка 15 разных китайских брендов хотят открыться на рынке Казахстана».
Спикер отметил наступление жесткой конкуренции, увеличение различных программ и инструментов от дилеров, что сыграет на руку потребителям.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.