Процесс перевозки грузов автотранспортом чрезвычайно зарегулирован – эксперт
Участники Центрально-Азиатского торгового форума назвали цифровизацию основным драйвером развития логистической отраслиГрузоперевозки на железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК), которая относится к Среднему коридору (ТМТМ), возобновятся 20 мая 2024 года. После модернизации пропускная способность маршрута увеличится с 1-1,5 млн до 5-6 млн тонн в год. Об этом стало известно во время сессии «Оптимизация процессов транспортировки и логистики», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz. Сессия проходила 14 мая 2024 года в Алматы во время Центрально-Азиатского торгового форума (ЦАТФ). Агентство США по международному развитию (USAID) проводит его уже в 13-й раз.
Руководитель управления департамента транспортной политики Министерства транспорта РК Асемгуль Рахметова напомнила, что по территории Казахстана проходит 13 транспортных коридоров: пять железнодорожных и восемь автомобильных. «В этом году нами планируется завершить работы по четырем крупным автодорожным проектам: Центр – Юг, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Актобе – Кандыагаш, с Атырау до границы республики: дорога, которая ведет на Астрахань», – делится спикер.
Для обеспечения наикратчайшей связи с Мангистауской областью и сокращения расстояния ведется проработка строительства автомобильной дороги «Бейнеу-Шалкар» протяженностью 515 км, добавляет она. «К этому проекту наблюдается интерес со стороны потенциальных инвесторов, среди которых можно отметить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)», – рассказывает Асемгуль Рахметова.
Она сообщает, что на сегодняшний день завершена разработка ТЭО (технико-экономическое обоснование – Ред.) проекта контейнерного хаба в порту Актау, которая увеличит пропускную способность до 300 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – Ред.) в год. «В рамках развития торгового флота в 2023 году было приобретено два танкера грузоподъемностью 8 тыс. тонн. В этом году планируем начать строительство первого парома. В целом до 2027 года планируется построить семь новых судов», – сказала спикер.
Асемгуль Рахметова также поделилась информацией по порту Курык, в котором продвигается реализация проекта многофункционального терминала «Саржа». «Запущен зерновой терминал совместно с компанией Abu Dhabi Ports, подведены подъездные пути к терминалу», – резюмирует она.
«В марте 2024 года состоялся запуск контейнерного поезда, который прибыл из китайского Сианя через порт Баку в азербайджанский Апшерон всего за 11 дней. При этом по территории Казахстана он прошел всего за три дня», – обращает внимание представитель министерства транспорта.
Эксперт по транспорту и логистике Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Рони Сааб говорил о возможном присоединении стран Центральной Азии к NCTS (New Computerized Transit System) – компьютеризированной транзитной системе Евросоюза – до 2027 года. По его словам, на сегодняшний день Грузия и Турция уже входят в данную систему. «Это одно из важных направлений», – отметил Рони Сааб.
Генеральный секретарь международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» (ТМТМ) Гайдар Абдикеримов рассказал подробнее о запуске грузоперевозок по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
«С 20 мая мы возобновляем перевозки по 184-километровому участку БТК, который был закрыт с апреля прошлого года. Протяженность ТМТМ составляет более 11 тыс. км, но именно на территории Грузии он разветвляется на три части в направлении Запада», – подчеркивает спикер. После модернизации пропускная способность маршрута увеличится с 1-1,5 млн тонн до 5-6 млн тонн.
По словам Гайдара Абдикеримова, работа коридора была оптимизирована без вложения дополнительных средств. Спикер поделился результатами за четыре месяца 2024 года.
«Экспортные перевозки из Казахстана составляют 69% от общего объема грузоперевозок», – заявил генеральный секретарь международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут». Он добавил, что у ассоциации есть транспортные решения и для остальных стран Центральной Азии.
Операционный директор Батумского морского порта Тенгиз Варшанидзе представил подробную презентацию порта. Спикер назвал его самой большой и значительной инвестицией Казахстана в грузинскую транспортную инфраструктуру.
Председатель наблюдательного совета ТОО NurZholCompany Канат Кобесов замечает, что Срединный коридор стал востребованным в связи с геополитическими событиями.
Однако спикер сказал следующее, приводя в пример экспорт зерна: «Если взять период 2010-2015 годов, то казахстанское зерно высокого качества присутствовало в Азербайджане и Грузии. Но мы потеряли эти объемы. На этом слайде я пытался показать статистику: 104 доллара у меня вышла перевозка одной тонны зерна в Грузию. При этом привожу спотовые цены РФ и Украины. Казалось бы, что у нас качество зерна выше, но логистика съедает все это и делает нас неконкурентоспособными».
При этом Канат Кобесов считает цифровизацию основным драйвером развития логистической отрасли.
Спикер соглашается с модератором сессии и генеральным секретарем межправительственной комиссии TRACECA Асетом Асавбаевым о том, что надо ставить акцент не только на транзите Срединного коридора, но и на экспортно-импортных операциях между странами-участницами. «Я предлагаю соптимизировать перевозки, находить параллельно-попутные грузы», – заключил председатель наблюдательного совета ТОО NurZholCompany.
Представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Узбекистана (AIRCUZ) Дмитрий Чубенко задал вопрос: «Как вы думаете, какой пакет документов вам понадобится на осуществление базовой перевозки одного товара – например, меди, из Алматы в Стамбул? Вы, соответственно, водитель». Минимальное количество документов, которые будут так или иначе регулировать перевозку, по его словам, равняется 10.
«Процесс международной автомобильной перевозки грузов чрезвычайно зарегулирован не только национальными законодательствами, но и соответствующими международными конвенциями и нормами, каждая из которых предусматривает какой-либо бумажный документ», – объясняет спикер. Он добавил, что сегодня задача как стран Центральной Азии, так и глобально – постараться перевести как можно больше этих документов в цифровые решения. «Иначе никакого успеха в достижении увеличения объемов торговли и ее упрощения что на региональном, что на глобальном уровне не достигнуть. Водитель в пути следования на различные контрольные процедуры может потратить свыше 50% всего времени на перевозку», – подчеркивает Дмитрий Чубенко.
Председатель партнерства по транспорту и логистике в Центральной Азии (ТЛП) Лариса Кислякова отмечает: несмотря на то, что каждая страна ЦА делает многое для развития инфраструктуры, когда речь заходит о регионе, все остается на прежнем уровне. «То есть нет особой желаемой интеграции в регионе – чтобы тот же самый Средний коридор заработал, стал более дешевым и коротким по времени», – поясняет спикер. Лариса Кислякова сообщает, что ТЛП готово выступить в качестве базовой структуры для создания Ассоциации автомобильных перевозчиков, которая могла бы объединить крупных автоперевозчиков по Среднему коридору.
Ерлан Абсатов, будучи разработчиком, представил мобильное приложение CATMAP (Central Asia Trade Map – Ред.), которое было создано при поддержке USAID.