Инвестиции в добычу нефти перестали расти - Halyk Finance
Эксперты Cанжар Калдаров и Мурат Темирханов считают, что нефтяной сектор Казахстана сталкивается с рядом серьезных трудностейАналитический центр Halyk Finance опубликовал обзор нефтяного сектора Казахстана за 2023 год, который подготовили эксперты Cанжар Калдаров и Мурат Темирханов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на исследование.
Ключевые тезисы обзора:
- высокая себестоимость новых нефтяных проектов;
- поставки сырой нефти на внутренний рынок убыточны;
- слабые государственные стимулы для инвестиций;
- чрезмерные требования к местному содержанию;
- нефтяные мегапроекты Тенгиз, Кашаган и Карачаганак: нужно ли менять условия?
- стоимость нефти в прошлом году показала разностороннюю динамику;
- несмотря на рост добычи в 2023 году, отрасль пока находится в стагнации;
- Кашаган обеспечил рекордную нефтедобычу в прошлом году;
- доходы от экспорта нефти упали, несмотря на рост объема поставок;
- инвестиции в добычу нефти перестали расти;
- Казахстан ищет альтернативные маршруты для экспорта нефти;
- нефтяные доходы выросли за счет инвестдохода Нацфонда;
- в нефтепереработке продолжает доминировать государство.
Нефтяной сектор представляет собой один из основных столпов
экономики Казахстана, играя ключевую роль в формировании экспорта, госбюджета и
ВВП, а также в долгосрочном экономическом развитии. Однако, указывают эксперты, несмотря на все преимущества,
присущие нефтяной отрасли, сегодня она сталкивается с рядом серьезных
трудностей.
«Так, согласно оценке международных экспертов, себестоимость новых нефтяных проектов в Казахстане является чрезвычайно дорогостоящей. В то же время для разведки и добычи новой нефти в республике есть ряд других серьезных препятствий, которые включают: большую разницу между экспортными и внутренними ценами на нефть, отсутствие надлежащих стимулов со стороны государства, а также требования к местному содержанию, которые очень обременительны для потенциальных инвесторов. Нефтепереработка в Казахстане почти полностью принадлежит государству, что вместе с искусственным удержанием цен на нефтепродукты сдерживает развитие внутреннего рынка», - отмечают эксперты центра.
В обзоре указывается, что «все это заметно ухудшает инвестиционный климат в Казахстане, тогда как их решение требует глубоких реформ в среднесрочной и долгосрочной перспективе».
«Следует отметить, что с недавних пор в экспертной среде, а также в правительстве все чаще поднимаются вопросы о необходимости пересмотра условий договоров по нефтяным мегапроектам Тенгиз, Кашаган и Карачаганак или расторжения этих договоров и последующего заключения новых. Среди возможных решений звучат и предложения о передаче долей в нефтяных мегапроектах компаниям из России. По нашему мнению, нападки на иностранных инвесторов по этим трем мегапроектам, а также нынешние заявления о необходимости пересмотра условий договоров беспочвенны и очень вредны, особенно с точки привлечения новых иностранных инвесторов в нефтяной и другие секторы экономики», - считают в Halyk Finance.
В целом нефтяной сектор Казахстана в физическом выражении продолжает расширяться. Так, в 2023 году объемы добычи нефти составили около 90 млн тонн, из которых 70,5 млн тонн было отправлено на экспорт. Эти показатели являются самыми высокими за последние годы, но все еще ниже доковидных уровней. Подобные высокие объемы выпуска связаны с рекордными результатами нефтедобычи на Кашагане, тогда как два других крупных месторождения – Тенгиз и Карачаганак – в прошлом году показали сдержанную динамику.
В текущем году, по прогнозам Минэнерго РК, объемы добычи нефти составят около 90,3 млн тонн, что немного выше прошлогоднего уровня.
«При этом цены на нефть, скорее всего, будут оставаться примерно на том же уровне. В такой ситуации среднегодовая стоимость нефти в 2024 году, на наш взгляд, составит примерно 80 долларов за баррель, что в принципе приемлемо для казахстанской экономики», - указывают эксперты.
Одной из проблем нефтяного сектора Cанжар Калдаров и Мурат Темирханов считают высокую себестоимость новых нефтяных проектов.
«Одной из ключевых проблем нефтяной отрасли Казахстана на сегодня являются высокие затраты на разведку и добычу нефти, в частности в отношении новых проектов. Так, согласно оценкам S&P Global в рамках Национального энергетического доклада, цена безубыточности для типового нового проекта в нефтяной отрасли в Казахстане в 2022 году составляла около 67 долларов за баррель, что в целом ставит страну на правую сторону глобальной кривой среднемировых затрат, где их уровень выше. Другими словами, себестоимость новых проектов по разведке и добыче нефти в стране является чрезвычайно высокой. Данный уровень даже выше среднего регионального показателя для Евразии, где точка безубыточности для типового проекта составляет около 66,35 доллара за баррель – самое большое значение среди всех регионов. По мнению S&P, в подобных условиях Казахстану будет очень сложно конкурировать с другими нефтедобывающими странами и даже сохранять, а тем более увеличивать свою долю на мировом рынке нефти», - указывают они.
По прогнозам S&P Global, в долгосрочной перспективе стоимость казахстанской нефти продолжит оставаться относительно высокой по сравнению с международным уровнем: например, в 2040 году показатель безубыточности для новых казахстанских нефтяных проектов, на которых в указанном году будет идти добыча, приблизительно составит около 70 долларов за баррель, тогда как примерно для 65% общемирового объема новой добычи сырой нефти в других странах данный показатель к 2040 году не будет превышать 50 долларов за баррель.
«На наш взгляд, такая ситуация делает нефтяную отрасль чрезвычайно зависимой от мировых цен на нефть, что может оказаться решающим фактором в вопросе прибыльности или убыточности инвестиций в разведку и добычу новых месторождений. Если цены на нефть значительно упадут, высокая себестоимость может сделать запуск новых нефтяных проектов нерентабельным, что еще больше замедлит инвестиции в эту отрасль, которые в последние годы стагнируют», - считают эксперты.
Также в обзоре указывается, что после значительного роста в 2022, в 2023 году инвестиции в добычу сырой нефти и газа в Казахстане снизились на 0,5% (с поправкой на инфляцию), а их объем составил около 3,5 трлн тенге.
«Если не учитывать период пандемии, то подобная ситуация не наблюдалась уже многие годы. Снижению объемов инвестиций, вероятно, способствовали иски против операторов Кашагана и Карачаганака, падение цен на нефть с сентября прошлого года, авария на МАЭК, а также дальнейший перенос проектов по расширению нефтедобычи на месторождении Тенгиз», - считают аналитики.
Они обратили внимание, что в 2023 году объемы экспорта нефти в физическом выражении выросли на 6,2 млн тонн, до 70,5 млн тонн.
«Несмотря на это, в денежном эквиваленте доходы от экспорта нефти сократились на 9,7% год к году и сложились на уровне 42,3 млрд долларов (46, 8 млрд долларов за 2022 год), чему способствовало резкое снижение цен на нефть в четвертом квартале прошлого года. В результате доля нефти в экспорте товаров республики снизилась в прошлом году до 53,7% (55,5% в 2022 году)», - указывается в исследовании.
Италия, являясь крупнейшим потребителем казахстанской нефти, еще более укрепила позиции, нарастив свою долю импорта за 2023 год до 34,3% (14,5 млрд долларов) по сравнению с 28,5% в 2022 году. Южная Корея разместилась на второй позиции в топе крупнейших покупателей нефти из Казахстана с долей в 8,6% (3,7 млрд долларов), а доля Нидерландов – на третьем месте – составила 7,9% (3,4 млрд долларов). Среди остальных покупателей казахстанской нефти можно отметить Грецию (+44% г/г) и Румынию (+12% г/г), в то время как Испания (-35,3% г/г) и Турция (-27,5% г/г) заметно снизили закупки нефти в Казахстане.