Налог на роскошь: ставки на яхты предлагают устанавливать в зависимости от их длины

Какие варианты налогообложения рассматриваются в Казахстане
Фото: Валерия Змейкова

Предусмотреть повышение налогообложения предметов роскоши в новом Налоговом кодексе предлагают в Казахстане. Инициатива вошла в консультативный документ регуляторной политики к проекту Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», опубликованный на портале «Открытые НПА» Министерством национальной экономики РК, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Реализовать задачу, считают авторы инициативы, необходимо в рамках действующих налогов. Так, предлагается повышение ставок в случае превышения совокупной стоимости всех объектов физического лица предела 130 тыс. МРП.

«Кроме того, ограниченный круг лиц имеет в собственности яхты и частные самолеты. К примеру, физические лица имеют 490 яхт. Максимальная сумма налога на яхты – порядка 190 тыс. тенге (55 МРП). Предлагается кратно увеличить ставки. Возможно применение длины яхт для определения ставки налога как в европейских странах (более 5 метров относятся к роскоши). К примеру, в Греции налог на роскошь для открытых яхт варьируется в пределах от 780 евро (383 тыс. тенге) до 2340 евро (1 149 тыс. тенге) в год, при этом если яхта больше 12 метров, сумма налога еще увеличится», - поясняется в документе.

В целях справедливого налогообложения также предлагается облагать акцизами более дорогие виды алкогольной продукции и сигары.

«Например, зафиксирован ввоз крепких ликероводочных изделий - виски MACALLAN 50YO на сумму 5 995 968 тенге за 0,70 литра (сумма акциза – 714 тенге), коньяк Cognac Remy Martin Louis XIII на сумму 4 225 131 тенге за 3 литра (сумма акциза – 300 тенге), вино Сhateau Petrus на сумму 888 929 тенге за 0,75 литра (сумма акциза - 26 тенге). Также завезены сигары Cohiba на сумму 143 100 тенге за 15 штук, сигары Don Antonio Churchills на сумму 120 000 тенге за 40 штук», - указывается в КДРП.

Помимо этого, рассматривается вопрос гармонизации ставок акцизов на табачные изделия.

«Договором о ЕАЭС предусмотрена гармонизация (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам. Для соблюдения данного принципа действующим законодательством предусмотрено поэтапное увеличение ставки акциза на сигареты для достижения в 2024 году уровня 28 евро, что на 20% ниже индикативной ставки. Кроме того, согласно положениям Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств–членов ЕАЭС (далее – Соглашение), предусматривается дальнейший пересмотр индикативной ставки. В этой связи при установлении новых индикативных ставок будут приняты меры по пересмотру ставок акцизов на сигареты», - предлагается в консультативном документе.

Напомним, на ряду с введением налога на роскошь профильные министерства планировали повысить НДС. Что вызвало большую критику со стороны экспертов и бизнес-сообщества.

На расширенном заседании правительства в феврале глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил, что повышение НДС с 12 до 16% не будет панацеей. «Повышение НДС с 12 до 16 процентов – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, снизить инвестиционную привлекательность страны. Предыдущее Правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Национального фонда. Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как Главы государства», - заявил глава государства. 

Президент обозначил, что в реформировании Налогового кодекса должны принимать участие экономисты, финансисты, бизнесмены. То есть речь должна идти не исключительно о пополнении бюджета, но и улучшении системы сбора налогов и снижении уровня теневой экономики.

Позже премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что в Казахстане не будут повышать ставку налога на добавленную стоимость.

«Глава государства на расширенном заседании отметил, что в прошлом году министерством финансов не возвращен НДС бизнесу на сумму порядка 600 млрд тенге. Одновременно с этим авансировали бюджет 2024 года для финансирования неотложных расходов. Это результаты неправильного планирования. План по доходам на 2023 год был завышен», - пояснил он, подчеркнув, что такая практика не должна повториться.

«Поэтому хочу заявить, что повышения ставки налога на добавленную стоимость не будет. Министерствам национальной экономики и финансов нужно обеспечить качественное планирование как доходной, так и расходной части республиканского бюджета. Здесь важно принять действенные меры по совершенствованию налогового и таможенного администрирования, в первую очередь – за счет цифровизации», - уточнил Олжас Бектенов.

Важно усилить и финансовую дисциплину, исключить непродуктивные расходы и повысить эффективность расходов государственного бюджета.

Кроме того, президент на расширенном заседании раскритиковал правительство за невыполнение поручения о сокращении налоговых преференций на 20%.

«Правительству предстоит выработать прозрачные и конкретные правила получения налоговых льгот. По оценкам министерства финансов, ежегодный объем недополученных налогов по предоставленным льготам в среднем составляет около 7 трлн тенге. При этом мое поручение о сокращении налоговых преференций на 20% до сих пор не исполнено, даже подходы к решению проблемы не разработаны», - отметил он.

До логического конца не доведено и внедрение единого платежа с фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства.

«Данная норма работает уже год, все уполномоченные органы успешно отчитались, а бизнес как платил по отдельности налоги и взносы во внебюджетные фонды, так и продолжает это делать. С другой стороны, необходимо серьезно подойти к решению вопроса акцентированной поддержки среднего бизнеса», - уточнил президент.

Он подчеркнул, что не решены вопросы искусственного дробления бизнеса, методологии категоризации субъектов предпринимательства, приоритетного доступа к госзакупкам и мерам господдержки.

«Нужно снизить административный прессинг, в том числе через применение принципа регуляторной гильотины. В общем, необходимы качественные изменения в этой сфере», - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤