Исключить из Налогового кодекса льготы индивидуального характера предложили в мажилисе
Из-за применения фискальных послаблений бюджет недополучает крупные суммыИсключить из Налогового кодекса льготы индивидуального характера предложил мажилисмен Адиль Жубанов в своем депутатском запросе на имя премьер-министра РК Алихана Смаилова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Государственный долг по состоянию на 1 июля 2023 года составил 28,5 трлн тенге. Необходимо отметить, что расходы республиканского бюджета на обслуживание долга составят к 2026 году 3,5 трлн тенге (14% от всех расходов). Такими темпами к 2030 году расходы на обслуживание долга составят до 49% к ВВП. Причем темпы роста правительственного долга значительно опережают среднегодовые темпы роста ВВП. К примеру, за последние 15 лет темпы роста правительственного долга составили в среднем 28%, а ВВП - 15%. Если в ближайшем будущем не предпринять мер по исправлению данной ситуации, то это вполне может привести к техническому дефолту бюджета нашей страны», - выразил опасение парламентарий.
В последние годы наблюдается существенный рост выпадающих доходов бюджета вследствие применения налоговых льгот с 5,5 трлн тенге в 2018 году до 8,1 трлн тенге в 2021 году, привел он цифры.
Вместе с этим в Концепции управления государственными финансами, отметил депутат, указано о наличии 277 налоговых льгот, потери по которым за 2018-2020 годы составили 12,9 трлн тенге. Несмотря на приоритетность развития реального сектора экономики, наибольшая доля льгот приходится на финансовый сектор (в 2021 году: финансовый сектор - 27%, горнодобывающий – 20,3%, обрабатывающий – 14,5%).
«Уровень налоговой нагрузки финансового сектора в Казахстане является относительно низким. Кроме того, государственная поддержка банковской системы за период с 2010 по 2020 год составила 6,6 трлн тенге. Для целей налогообложения эти поступления не рассматриваются в качестве дохода, что позволяет банкам выплачивать акционерам дивиденды, не платя налоги в бюджет. За 5 лет прибыль казахстанских банков выросла более чем в три раза. Если рентабельность казахстанских банков является одной из самых высоких в мире, то соотношение затрат к доходам - одно из самых низких», - обратил внимание мажилисмен.
Также, по его словам, действующая редакция льготы по освобождению от уплаты НДС, имеющих в составе работников-инвалидов, позволяет манипулировать данной льготой для уменьшения своих обязательств перед бюджетом. С момента ее принятия сумма освобожденных оборотов по НДС увеличилась в 16 раз, с 5,4 млрд тенге в 2018 году до 86,2 млрд тенге в 2021 году.
«Отдельно необходимо отметить, что в Налоговом кодексе содержатся нормы, предоставляющие льготы индивидуального характера, что противоречит принципу справедливости налогообложения. К примеру, освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога АО «Фонд проблемных кредитов» и частный фонд Nazarbaev Fund. Налоговыми льготами пользуются сеть ТРЦ MEGA, фармацевтические компании, занимающиеся импортом лекарственных средств и которые при этом реализуют их по завышенным ценам, Hyundai Trans Kazakhstan, который занимается в основном сборкой продукции, пользуется нулевой ставкой НДС, реализацию на экспорт производит в Узбекистан. При этом Hyundai Trans Kazakhstan в бюджет Узбекистана уплачены налоги на 25 млн долларов. Более того, эта компания начиная с 2015 года получила у государства свыше 160 млрд тенге субсидий», - сказал спикер.
В то же время, продолжил Адиль Жубанов, много вопросов при субсидировании экспортеров через возмещение НДС. Отсутствует преимущество экспортеров товаров высокого передела перед экспортерами сырья. В 2017–2020 годы экспортировано на 70 трлн тенге, из них 95% сырья, 5% готовой продукции. Как следствие, возврат НДС не стимулирует экспортеров сырья на развитие производства в нашей стране. Например, то же АО «Корпорация Казахмыс», которое с 2005 по 2021 год возвратило НДС на сумму 543 млрд тенге и не построило ни одного завода готовой продукции, отметил депутат.
«При этом крупные экспортеры имеют преимущества при возврате НДС. Причем активно используют подконтрольные предприятия для схем уклонения от системы управления рисками, и соответственно, уклонения от уплаты налогов. Всего за период с 2017 по 2020 год предъявлено к возврату НДС 4 трлн тенге, 79% которых приходится на крупные предприятия. С 2019 по 2021 год из страны выведена валюта на суммы 9 трлн тенге», - сообщил мажилисмен.
В связи с вышеизложенным он считает необходимым внести следующие предложения:
- во избежание в ближайшие годы технического дефолта республиканского бюджета срочно принять меры по увеличению его доходной части;
- провести инвентаризацию действующих налоговых льгот, субсидий и других преференций, в том числе по НДС, с последующим внедрением практики их паспортизации;
- в дальнейшем обеспечить проведение на системной основе оценки эффективности налоговых льгот, предоставления субсидий и иных преференций с выработкой решений о целесообразности их применения;
- совершенствовать подходы к отнесению на вычет расходов банками второго уровня;
- предусмотреть преференции, налоговые льготы и преимущества перерабатывающим предприятиям и производителям готовой продукции перед экспортерами сырья;
- исключить из Налогового кодекса все нормы, представляющие льготы индивидуального характера.