Идеальный шторм и новые горизонты здравоохранения стран Центральной Азии и Казахстана
Эксперт Габит Сейдуалиев оценил перспективы развития отраслиС первых месяцев 2020 года, когда началась пандемия COVID-19, ее колоссальное влияние на здоровье населения и общество стало очевидно в масштабах всего мира. К такому кризису в полной мере не была готова ни одна страна. Количество летальных случаев, ущерб, нанесенный здоровью населения, и масштаб страданий людей в результате распространения SARS-CoV-2 практически не поддаются осмыслению. Пандемия COVID-19 и ее экономические последствия оказывают колоссальное давление на системы здравоохранения, приводя к повсеместным перебоям в нормальной работе служб здравоохранения и негативно сказываясь на всех трех составляющих ВОУЗ: доступе к услугам здравоохранения, качестве медицинской помощи и финансовой защите.
Масштаб влияния пандемии COVID-19 на экономику стран Центральной Азии нельзя переоценить, как и ее последствия для их дальнейшего развития и диверсификации в ближайшие годы.
Ситуация волн кризисов и сильных подводных течений угрожает существованию систем здравоохранения во всем мире. Волны кризисов, связанных с доступом к услугам и спросом, нехваткой рабочей силы и выгоранием персонала, обрушиваются на организации здравоохранения во многих юрисдикциях. Легко обвинить COVID-19, но на поверхности эти подводные течения уже влияли на системы здравоохранения задолго до пандемии: старение и рост населения, увеличение бремени неинфекционных заболеваний, экономическое неравенство, зависимость от устаревших технологий в сочетании с многолетней рабочей силой, а также вопросы снабжения и благополучия.
Предпандемические подводные течения и последовательные волны кризисов угрожают сектору здравоохранения многих стран. Так описали глобальное исследование Healthcare Horizons командой KPMG International под руководством Dr. Anna van Poucke (Глобальный руководитель здравоохранения KPMG International).
Оценивая будущие горизонты здравоохранения, пандемия, вероятно, окажется лишь первой из нескольких последовательных волн кризисов, которые могут включать надвигающуюся глобальную рецессию в дополнение к долгу, связанному с реагированием на COVID, геополитическую нестабильность, стихийные бедствия, связанные с изменением климата, массовую миграцию и стоимость лечения нового поколения, и это лишь некоторые из них (см. рис.1).
Рисунок 1. Волны кризиса и подводных течений.
Во всем мире системы здравоохранения рискуют быть захваченными кризисными волнами, и высшее руководство систем здравоохранения (будучи поставщиками медицинских услуг, плательщиками или правительствами) находится под огромным давлением, требующим принятия мер. Новостные сообщения по всему миру привлекают внимание к кризисам и часто призывают к решениям, связанным с «больше денег», «подготовкой большего количества медицинских работников» или «наймом большего количества медсестер, прошедших обучение за границей». Проблема в том, что эти исторические подходы, возможно, работали в прошлом, но вряд ли будут эффективны в преодолении масштабов грядущих вызовов.
Исходя из вышеописанного, для повышения устойчивости своих организаций руководители здравоохранения должны тщательно продумать, как последовательные волны кризисов и ранее существовавшие подводные течения повлияют на их организации, и учитывать эти обстоятельства в своих подходах к инвестициям и планированию.
В данной ситуации руководители здравоохранения изо всех сил пытаются удержать свои организации на плаву в условиях «идеального шторма» подводных течений перед пандемией и последовательных волн кризисов в здравоохранении.
В среднесрочном прогнозе KPMG предвидит три возможных сценария (см. рис. 2):
Рисунок 2. Три сценарии развития.
Первый сценарий – Impoverished (обедневший)
• Результат постоянного использования устаревших моделей оказания медицинской помощи.
• Подчеркивает необходимость инвестиций в традиционные области:
• Рабочая сила — но без учета моделей удержания, выгорания или ухода.
• Строительство новых больниц, но без переноса лечения в учреждения первичного звена и по месту жительства или увеличения рабочей силы.
• Технологии — но без фундаментального изменения моделей оказания помощи.
Второй сценарий - Alienated (отчужденный)
• Результат чрезмерной зависимости от цифровых и технологических решений.
• Скорее всего, в них преобладают «большие технологии», поскольку эти организации имеют хорошие возможности для использования огромных объемов данных, имеют необходимый капитал для разработки лидирующих на рынке платформ и уже имеют обширную клиентскую базу.
• Двухуровневые системы, в которых люди, обладающие цифровой грамотностью и состоятельностью, будут получать услуги высочайшего качества.
• Сосредоточены на здоровье, а не на уходе.
Третий сценарий – Inclusive (инклюзивный, включающий)
• Результат использования технологий и общественных активов, позволяющих рабочей силе оказывать высококачественную медицинскую помощь.
Общественный актив или ресурс — это все, что улучшает качество жизни сообщества. Например, больница, поликлиника, школа и т.д.
Характеризуется эффективными государственно-частными партнерствами, такими как использование гибкости стартапов для поддержки цифровой трансформации.
• Включает расширенные возможности сотрудников с техническими решениями, позволяющими им сосредоточиться на оказании медицинской помощи.
• Отдельные лица и их сообщества имеют право предотвращать болезни и вмешиваться на более ранних этапах.
На пути к инклюзивному медицинскому обслуживанию KPMG считает, что необходимы фундаментальные изменения в методах работы систем и организаций здравоохранения, чтобы реализовать предпочтительный инклюзивный сценарий в будущем. Действия необходимы сейчас, чтобы решить проблемы и разработать модели здравоохранения, которыми население будет пользоваться через 5–10 лет.
Идеи KPMG, отраженные в Healthcare Horizons, основаны на мнении о том, что технологические инновации необходимы для будущего здравоохранения, но сами по себе они не «спасут положение». Сообщества могут стать активными участниками при организации медицинской помощи и как медицинские работники могут коренным образом изменить методы своей работы. Именно эти аспекты человеческого капитала могут позволить преимуществам здравоохранения, основанного на цифровых и информационных данных, распространиться на тех, кто может получить наибольшую выгоду. При совместном использовании технологии сообщества и рабочей силы могут стать агентами изменений, которые необходимы для здравоохранения.
На наш взгляд, «инклюзивные» системы здравоохранения в будущем возможны, но потребуют радикальных изменений, которые, по крайней мере, не уступают тем, которые были реализованы системами здравоохранения во время пандемии. Трансформация такого масштаба потребует тесного сотрудничества на уровне экосистемы между всеми заинтересованными сторонами, включая правительства, государственных и частных поставщиков, плательщиков медицинских услуг и отраслевые группы. Эти стороны должны объединиться, чтобы взять на себя коллективную ответственность. Чтобы начать этот процесс, лидеры здравоохранения должны переключить свое внимание с непосредственных повседневных забот своих организаций и типичных одно- или четырехлетних циклов бизнес-планирования на кризисы и будущие тенденции, приближающиеся к ним.
Основные выводы
Учитывая текущие и будущие проблемы, с которыми сектор здравоохранения сталкивается во всем мире, необходимы фундаментальные изменения в методах работы систем и организаций здравоохранения. Инклюзивный сценарий в будущем может быть достигнут только в том случае, если нынешние подходы к технологиям, сообществам и рабочей силе коренным образом изменятся в течение следующего десятилетия. Это изменение может произойти только в том случае, если все заинтересованные стороны возьмут на себя обязательства по сотрудничеству, коллективной ответственности и захотят вырваться из традиционной разрозненности.
Автор: Габит Сейдуалиев - эксперт здравоохранения, менеджер стратегического и операционного консультирования KPMG Caucasus and Central Asia
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.