Углеродный офсет. Заработок на воздухе – миф или реальность?
Представители KPMG рассказали о том, как работает углеродный рынок в Казахстане и миреСегодня одной из важнейших глобальных проблем является изменение климата. Правительства всех стран взяли на себя обязательства по ограничению глобального потепления, а также по достижению нулевого уровня углеродных выбросов к 2050 году (или раньше) согласно Парижскому соглашению.
«Многие компании стали всерьез задумываться о стратегии своего развития с учетом принципов ESG – о том, как уменьшить свой углеродный след. На сегодняшний день (зарубежные – Ред.) компании могут компенсировать свои выбросы, покупая углеродные единицы. Они генерируются за счет сокращения выбросов в других местах», – рассказала старший менеджер юридической практики KPMG Caucasus and Central Asia Асель Казбекова корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz. Она добавила, что сокращение выбросов может происходить за счет посадки деревьев, восстановления земли, сохранения лесов, строительства солнечных или ветряных электростанций.
Основная сложность состоит в том, что достичь абсолютного минимума в данном вопросе невозможно. Однако компании могут компенсировать загрязнения, нанесенные в ходе своей деятельности, путем приобретения углеродных единиц.
Одна углеродная или офсетная единица равна одной метрической тонне углекислого газа или других выбросов парниковых газов. Этот биржевой инструмент показывает объем парниковых выбросов, который компании удалось предотвратить благодаря работе климатического проекта.
За рубежом углеродный офсет доступен практически всем. Например, любой человек может уменьшить свой углеродный след, который он генерирует за счет управления автомобилем, авиаперелетов или использования отопления, купив углеродные единицы на добровольном углеродном рынке.
Такой же принцип работает и для компаний. При этом бизнесу, помимо добровольных рынков, доступны так же регулируемые рынки. Они координируются законодательством страны, в то время как добровольные рынки работают независимо.
Кто и как регулирует углеродные рынки
Правительство определяет участников регулируемых рынков на основе сектора экономики, размера компании и уровня производимых выбросов. После чего устанавливается углеродный бюджет. Это предельный уровень выбросов парникового газа, который со временем уменьшается. В рамках этого углеродного бюджета компании покупают или получают разрешение на выбросы, которые они по мере необходимости могут продавать друг другу, отмечает заместитель директора практики консалтинг (GRCS&ORS) KPMG Caucasus and Central Asia Кирилл Иванов.
«При этом в конце каждого года бизнес должен отчитаться по использованию квот на выбросы и, в случае их превышения, выплатить крупный штраф. Но если компании, напротив, удалось сократить уровень выбросов, она может перенести квоты на будущий период или продать их другой организации», – поясняет Кирилл Иванов.
Эксперт также обратил внимание на то, что регулируемый углеродный рынок ограничивает объем выбросов парникового газа компании. В то время как добровольный углеродный рынок позволяет приобретать или продавать углеродные единицы, тем самым давая бизнесу возможность регулировать воздействие на окружающую среду.
Также компании, которые действуют в рамках добровольного углеродного рынка, стремятся выполнить корпоративные обязательства по снижению воздействия на климат, улучшить репутацию и имидж, повысить инвестиционную привлекательность, получить премии в отношении углеродно-нейтральной продукции. Это еще одно отличие от регулируемого углеродного рынка.
Но при этом участники добровольного рынка не могут использовать углеродные единицы для выполнения правовых и нормативных обязательств, которые возлагаются на компании в рамках регулируемых программ. Компании также сталкиваются с проблемой подтверждения того, что проект по компенсации углеродных выбросов в отдаленной части мира действительно существует и не учитывается дважды. Подтвердить такую информацию достаточно сложно, и без нее компания может понести репутационные и материальные риски.
Как обстоят дела на казахстанском углеродном рынке
В Казахстане регулируемый рынок углеродных единиц работает с 2013 года. В частности, в рамках Национальной системы торговли квотами (СТВ КЗ), которая регулирует внутренние выбросы CO2 и развитие низкоуглеродных технологий.
Механизм работы регулируемого углеродного рынка
очень схож с мировым подходом. СТВ КЗ охватывает только крупные компании в следующих секторах экономики:
- электроэнергетическая;
- нефтегазовая;
- горнодобывающая;
- металлургическая;
- химическая промышленность;
- обрабатывающая промышленность в части производства цемента, извести, гипса и кирпича.
Представители KPMG заключают, что в Казахстане, по сути, ограничен круг субъектов квотирования. СТВ КЗ распределяет углеродные квоты бесплатно, а также продает их на аукционе. Погашение углеродных единиц – изъятие из обращения – осуществляется ежегодно. Неиспользованные (непогашенные) единицы углеродной квоты не переносятся на следующий год.
«Отмечу, что у казахстанских компаний наравне с иностранными есть доступ к международным добровольным углеродным рынкам. При этом субъект квотирования в Казахстане при профиците или дефиците квот может продать или купить их через товарную биржу или заключив прямую сделку в установленном порядке», – сообщает Асель Казбекова.
В Казахстане одобрение углеродного офсета и предоставление офсетных единиц осуществляются согласно следующему механизму:
1) Одобрение углеродного офсета уполномоченным органом.
2) Реализация проекта и получение офсетных единиц.
Офсетные единицы являются бессрочными по сроку действия, за исключением случаев ограничения их срока действия на момент ввода в обращение.
«Полагаю, что дальнейшее развитие регулируемого рынка углеродных единиц в Казахстане должно быть направлено на расширение круга субъектов, а также предоставление возможности оставшимся компаниям, которые не входят в регулируемую программу РК, уменьшать свой углеродный след и подтверждать свою приверженность принципам ESG», – резюмирует Кирилл Иванов.
Спикер также подчеркивает, что официальное включение добровольных механизмов в национальное законодательство могло бы способствовать разграничению обязанностей и уменьшению возможностей для неточностей и мошенничества.