Причины очередей грузоперевозчиков на границе с КНР назвали прокуроры
Основная из них - несовершенство алгоритма работы программы E-borderОчереди на границе с Китаем возникли из-за несовершенного алгоритма работы программы E-border, сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры РК.
В сообщении ведомства отмечается, что грузоперевозчики на границе с КНР выражали недовольство по поводу продолжительного ожидания электронной очереди на таможенном посту «Нур Жолы», а также другим вопросам, связанным с их деятельностью. В целях разрешения ситуации главной транспортной прокуратурой создана Межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (КГД), Пограничной службы КНБ, Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), Антикорупционной службы и НПП «Атамекен».
С 24 по 31 марта 2023 года Межведомственной рабочей группой осуществлен выезд в пункт пропуска «Нур Жолы», где проведены встречи с грузоперевозчиками и представителями государственных и уполномоченных органов.
«Установлены причины возникновения проблемных вопросов с принятием совместных мер, направленных на защиту прав добросовестных грузоперевозчиков и обеспечение прозрачности процесса электронной очереди. Как выяснилось, приграничный ажиотаж возник из-за несовершенного алгоритма работы программы E-border, которая позволяла «бронировать» места в очереди путем использования регистрационных данных легковых и сельскохозяйственных автомашин, а также автобусов, собственники которых не имели цели выезда в КНР для перевозки грузов. Ситуация усугублялась тем, что активизировался «рынок теневых услуг» по перевозке грузов, расценки которых достигали до 40 тыс. долларов», - говорится в информации.
По рекомендации Рабочей группы из очереди исключены порядка 2000 автотранспортных средств, в том числе легковых, а также ранее снятых либо не состоящих на учете. Дальнейшее же использование списка по E-border решено прекратить с 16 апреля текущего года. В новой системе электронной очереди CarGoRuqsat вышеуказанные пробелы учтены посредством интеграции с базами данных органов внутренних дел, что не допускает различные спекуляции с очередностью.
«Также на территории пункта пропуска находилось около 80 брошенных большегрузов, водители которых длительное время затягивали выезд в КНР для искусственного удорожания стоимости услуг по перевозке. В целях недопущения подобных фактов подготовлен проект поправок в Технологическую схему, согласно которым впредь грузоперевозчики могут находиться на территории пункта пропуска не более 72 часов» , - пояснили в ведомстве.
Были озвучены и сложности по оформлению виз в КНР, продолжили в ГП. Большинство водителей не имеют визы и вынуждены за определенную плату договариваться с теми, у кого она есть.
Главной транспортной прокуратурой рекомендовано МИД широко освещать порядок и условия получения виз, а также при необходимости провести выездные встречи с грузоперевозчиками по данному вопросу.
Для улучшения условий по получению международного разрешения на перевозку грузов по инициативе ГТП подписан совместный приказ МИИР и КГД, предусматривающий его выдачу непосредственно на пункте пропуска, а также исключению излишних требований для грузоперевозчиков. Мониторинг ситуации на данном пункте продолжается.