На программу импортозамещения планируют направить 4,3 трлн тенге
Какие механизмы предусмотрены для кредитования предприятийМинистерство индустрии и инфраструктурного развития вынесло на обсуждение проект постановления «Об утверждении Программы развития внутристрановой ценности и экспортно ориентированных производств» (программа импортозамещения - Ред.) на 2022-2025 годы. Документ будет находиться в публичном обсуждении до 1 июня 2022 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Финансировать государственную программу будут «за счет и в пределах средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством».
На реализацию программы из республиканского бюджета планируют выделить в 2022 году 691 290 млн тенге, в 2023 году – 1 200 190 млн тенге; в 2024 году – 1 261 210 млн тенге; в 2025 году – 1 207 270 млн тенге.
Предполагается, что к 2025 году в Казахстане будут введены в эксплуатацию порядка 700 проектов с созданием не менее
100 тыс. рабочих мест. А прирост инвестиций в обрабатывающую промышленность составит свыше 20,0 трлн тенге.
Поясняется, что с 2010 по 2021 год предприятия обрабатывающей промышленности увеличили производство в 3,4 раза - с 3,8 трлн тенге в 2010 году до 13,2 трлн тенге в 2020 году, валовый объем за данный промежуток составил около 84,7 трлн тенге. «Несмотря на положительные итоги промышленной политики, инновационное и технологическое развитие обрабатывающей промышленности характеризуется: изношенностью основных фондов на многих предприятиях отрасли в 2020 году - 39,2%; низкой долей экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта обрабатывающей промышленности в 2021 году – 15,5%; низкой инновационной активностью предприятий в обрабатывающей промышленности в 2020 году – 15,4% и долей инновационной продукции в ВВП – 2,1%», - указывается в документе.
На сегодня обрабатывающая промышленность характеризуется
зависимостью от импортного сырья и комплектующих, которые не производятся на
территории Казахстана и не имеют дальнейших перспектив к локализации. Доля
импорта таких промежуточных товаров в перерабатывающих производствах может
занимать до 50% и более. Так, общий объем импорта продукции обрабатывающей промышленности
в 2021 году составил 38,3 млрд долларов.
Цель программы - преодолеть зависимости отечественной экономики от импорта сырья и комплектующих через обеспечение доступным сырьем и насыщение внутреннего рынка продуктами отечественного производства с последующим выходом на экспорт.
В документе представлены три основных механизма финансирования предприятий:
- финансирование совместно с банками второго уровня под 8%
для конечного получателя;
- кредитование МСБ через Фонд развития промышленности и
МИО под 3%;
- кредитование проектов от 3% до 7% через Фонд развития
промышленности.
Для стимулирования БВУ предусмотрены следующие инструменты: субсидирование ставки вознаграждения через институт развития; государственное гарантирование долгосрочных кредитов БВУ; долевое финансирование МСБ совместно с институтом развития по схеме 15-25-60%.
Проекты будут сегментированы по целям: развитие (модернизация или расширение действующего предприятия); новое производство с опытом; новое производство без опыта.
Для проектов развития планируется предоставлять субсидирование с возможностью гарантирования при условии, если проекты являются ключевыми для экономики страны. Для нового производства с опытом в качестве мер государственной поддержки предусмотрены субсидирование и гарантирование, при условии отсутствия опыта будет оказываться мера поддержки по предоставлению капитала по схеме 15-25-60% (15% - собственные средства заемщика, 25% - средства института развития, 60% - БВУ).
«Основным условием, при котором БВУ будут финансировать проект, является субсидирование ставки кредитования на срок от 3 до 5 лет в зависимости от года ввода в эксплуатацию проекта. Субсидирование ставки кредитования БВУ будет осуществляться только по индустриальным проектам по развитию действующего производства без долевого участия и государственного гарантирования», - указывается в документе.
Для новых производств с опытом будет оказана поддержка по субсидированию ставки кредитования БВУ с государственным гарантированием займов для покрытия потерь банков в случае наступления гарантийного случая. В долевом участии государства по схеме 15-25-60% основными условиями будут субсидирование ставки кредитования БВУ, обязательное наличие залогового имущества и прохождение банковской экспертизы.
Для координации и мониторинга выделяемых государственных средств планируется создать единое окно на базе холдинга «Байтерек».
В документе уточняется, что для предприятий, требующих кастомизированный подход к
реализации новых проектов, будут привлекать местные исполнительные органы и СПК
для выделение земли, аренды зданий, передачи
долговых проектов.
Кредитование проектов без микширования (100% за счет средств государственного бюджета) под 3% через Фонд развития промышленности предусмотрено для крупных предприятий сроком до 20 лет со 100% бюджетным кредитованием. Кредитование под 7% за счет микширования (70% средства госбюджета и 30% средства, привлекаемые с рынка) будет предоставляться для предприятий, направленных на импортозамещение и/или экспорт сроком до 20 лет.
Предполагается, что кредитовать МСБ через Фонд развития промышленности и МИО будут под 3% на сумму не более 2 млрд тенге и сроком до 7 лет. Выделение финансирования предусматривается на паритетной основе, 50% из республиканского бюджета и 50% из местного.
Для стимулирования увеличения сумм частных вложений планируется внедрить механизм ускоренной двойной амортизации инвестиций. «Применяемый в настоящее время порядок вычетов по фиксированным активам используется только для расчета остаточной стоимости основного капитала. При использовании принципа остаточной стоимости фактические нормы амортизации даже при установленных в Налоговом кодексе годовых нормах 20–25%, с учетом средней инфляции в Казахстане (7-9%) не превышают уже во второй год 12–15% и через 2–3 года приближаются к нулевым, что соответственно не мотивирует прямые инвестиции в реальный сектор. В этой связи будут внесены изменения в Налоговый кодекс по применению двойного коэффициента для основных средств», - указывается в документе.
Также предполагается предоставлять фискальные преференции при запуске нового предприятия за счет налоговых каникул до 3 лет на налог на прибыль и имущество. Поясняется, что это позволит избежать возникновения риска убыточности в первые годы и дополнительно увеличить объем реинвестиций.
Для стимулирования внутристрановой ценности установят и обязательства в контрактах на недропользование по созданию пояса МСБ вокруг собственных производств. Определять направления работы спутниковых предприятий будут инициаторы крупных проектов, а курировать – МИО. «Схожий механизм создания отдельных малых и средних предприятий планируется использовать и для крупных недропользователей с учетом потребности предприятия и перечнем импортируемых товарных номенклатур. Помимо этого, будут созданы собственные программы развития внутристрановой ценности у недропользователей и крупных предприятий на срок не менее 5 лет с обязательным условием заключения долгосрочных договоров и оффтейк-контрактов с отечественными компаниями», - указывается в программе.
Дополнительно будут проведены «точечные» мероприятия: поиск инвесторов, пересмотр условий международных обязательств и контрактных соглашений Казахстана.
С подробным планом «Программы развития внутристрановой ценности и экспортно ориентированных производств» можно ознакомиться по ссылке.
Документ разработан в соответствии с пунктом 33 плана по реализации поручений президента, данных на заседании мажилиса 11 января 2022 года.
Программу будут реализовывать по четырем направлениям: расширение производства конкурентоспособной несырьевой промышленной продукции (проекты); снятие барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок продукции; развитие компетенций кадров и НИОКР; развитие инфраструктуры для проектов.
Напомним, министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев на заседании правительства 26 апреля сообщал, что работа по подготовке проекта программы импортозамещения ведется по четкому графику. «В марте проанализировали мировой опыт и провели комплексный анализ всей обрабатывающей промышленности, в апреле сформировали пул проектов и выработали алгоритм действий, в мае планируем завершить процедуру согласования документа с заинтересованными госорганами и организациями, в июне проект будет утвержден. До сентября местными исполнительными органами будут приняты региональные программы», - сообщал он.
Перечень включает порядка 700 проектов, из которых 286 — ключевые импортозамещающие. В разрезе отраслей на обрабатывающую промышленность приходится 633 проекта с объемом инвестиций в 20,5 трлн тенге и созданием 108 тыс. рабочих мест. В этом году будет введено 165 проектов, остальные 498 — будут реализованы с 2023 по 2026 год. Ключевые проекты этого года: строительство завода по производству пропилена в Атырауской области, завод по производству автомобильных шин в Карагандинской области, золотоизвлекательная фабрика в Акмолинской области и нефтеперерабатывающий завод в Туркестанской области. Всего по итогам реализации проектов будет замещено продукции на 9,1 млрд долларов, рост несырьевого экспорта составит 17,2 млрд долларов. Ожидается выход на 2-е место в мировом экспорте ферросплавов, сокращение импорта стали на 75%, повышение переработки хлопка до 100%, а также импортозамещение напольных покрытий и геосинтетики на 25%.