Долю импорта стройматериалов планируется снизить на 60%
В МИИР рассказали, за счет чего будет достигнут этот показательВ Казахстане планируется снизить долю импортируемых строительных материалов на 60%. Об этом на заседании правительства сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По его словам, в стране планируется начать реализацию пилотных проектов в рамках концепции развития городской инфраструктуры и производства строительных материалов.
«По итогам 2021 года производство стройматериалов увеличилось на 9,8%. Внутренний рынок стройматериалов составляет 2,7 млрд долларов, из которых доля местного производства - 57%, доля импорта - 43%. Как мы видим, казахстанские производители почти в полной мере покрывают потребности внутреннего рынка в таких строительных материалах, как бетон, цемент. Повсеместно при строительстве и ремонте зданий используются только казахстанский гипсокартон и сухие строительные смеси», - отметил Каирбек Ускенбаев.
Однако, по его словам, Казахстан все еще импортозависим от стройматериалов с высокой добавленной стоимостью. «Это сегменты финишной отделки, как правило, отделочные материалы, обои, линолеум, теплоизоляционные материалы», - пояснил Каирбек Ускенбаев.
По его словам, планируется провести работу по обеспечению внутреннего рынка более востребованными строительными товарами.
«В ближайшее время намечено реализовать 35 импортозамещающих проектов на общую сумму 601 млрд тенге. Предусматривается открытие новых производств по обеспечению строительными товарами местного производства, такими как санфаянс, керамическая плита, минеральные утеплители. Реализация этих проектов позволит снизить долю импорта стройматериалов на 60% и поможет предотвратить колебание цен на строительные материалы», - сказал министр.
Запуск новых проектов, по его словам, позволит к 2025 году покрыть среднегодовую потребность в стройматериалах на сумму 700 млн долларов по 10 видам продукции.
«Планируется на 100% покрыть внутренний рынок по таким стройматериалам, как железобетонные изделия, бетон, сухие смеси, лакокрасочные изделия, кирпич, стекло, кабели», - уточнил Каирбек Ускенбаев.
О новых стандартах комплексной застройки городов
Также он напомнил, что президент в своем Послании в 2021 году обозначил необходимость разработки новых стандартов комплексной застройки городов.
«В связи с этим министерством разработана первая редакция стандартов качественного планирования территории городов. Этот документ направлен на согласование в госорганы и другие организации. Стандарты станут простым и наглядным пособием в проектировании компактной застройки с учетом формирования комфортных и привлекательных общественных пространств. Эти стандарты планируется утвердить в июне 2022 года. Акиматам необходимо выработать комплексный подход к поэтапной реконструкции инженерной инфраструктуры, жилищного фонда и благоустройства», - сообщил Каирбек Ускенбаев.
По его словам, стандарты будут унифицированы. Они будут содержать принципы комплексного развития городских территорий, стандарт развития городских территорий, стандарт формирования облика городов, стандарт освоения свободных территорий, руководство по разработке и реализации проектов.
«С этого года будем планировать переход от «строительства квадратных метров» к формированию комфортной среды проживания через создание компактной и разнообразной застройки за счет эффективного использования земельных ресурсов, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств. Планируем начать реализацию пилотных проектов Концепции развития городской инфраструктуры крупных населенных пунктов страны», - отметил министр.
О законопроекте по усилению контроля застройщиков
По словам Каирбека Ускенбаева, по действующему законодательству проверки органов государственно-архитектурного контроля невозможны без наличия жалоб, и ГАСК не участвует в приемке объектов в эксплуатацию.
«Поскольку на этапе строительства низка вероятность поступления жалоб, сейчас наблюдается явное пренебрежение застройщиками ослабленного контроля, и объекты принимаются со строительными недоделками», - уточнил министр.
Поэтому для усиления государственного контроля за застройщиками разработан законопроект. Он содержит такие меры, как внедрение градостроительной экспертизы для исключения некачественного планирования застройки территории, внедрение планового контроля объектов на всех этапах строительства (начиная с рытья котлована до благоустроительных работ) и участие ГАСК в приемке объектов в эксплуатацию, создание независимой государственной лабораторной службы для проведения лабораторного и технического обследования используемых материалов и качества выполненных работ.
О предотвращении необоснованного роста цен на жилье
Каирбек Ускенбаев также рассказал, что в строительную отрасль планируется внедрить базовые цифровые инструменты, которые позволят исключить завышение стоимости строительства объектов и сделают отрасль прозрачнее.
По его словам, планируется внедрить систему «Государственный банк информационных моделей». Она позволяет в онлайн-формате моделировать строительные объекты, в том числе с применением технологии информационного моделирования зданий (BIM).
Система «Е-Құрылыс» позволит контролировать в онлайн-режиме процессы строительства на всех этапах: от рытья котлована до ввода в эксплуатацию. Для учета договоров долевого участия был внедрен «Казреестр». Он, по словам министра, минимизирует риски покупки жилья по долевому строительству у недобросовестных застройщиков.
Платформа «Е-Шаңырақ» является единой системой субъектов ЖКХ и обеспечит прозрачность управления жилищным фондом, мониторинг и анализ сферы ЖКХ.
На онлайн-платформе «Маркетплейс» компании смогут без посредников покупать стройматериалы у производителей.
«В целом принимаемые меры по цифровизации отрасли снизят бюрократию и упростят процедуры в строительстве. Для исключения завышения стоимости одних и тех же объектов с участием инвестиций государственного и квазигосударственного секторов установлены предельные лимиты затрат на строительство с внедрением онлайн-калькулятора на портале Госэкспертизы (epsd.kz). Также взамен прайс-листов разрабатываются единичные сметные цены, справочники сметных цен»,- отметил Каирбек Ускенбаев.
По его словам, единичные сметные цены и справочники сметных цен исключат колебания стоимости строительства одних и тех же объектов по регионам, а также завышение сметной стоимости проектов на этапах проектирования и экспертизы проектно-сметной документации.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.