Как изменились цены на продукты в Алматы за ноябрь
Подешевели морковь и лук, цены на яйца и сахар остались на уровне прошлого месяцаВ ноябре цены на продукты в Алматы выросли на 0,7%, на непродовольственные товары – на 0,8%, на платные услуги - на 0,6%, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные Бюро национальной статистики.
В группе продовольственных товаров подорожали свежие овощи – на 6,5%, в том числе помидоры, огурцы – на 16-25,7%, капуста – на 4,4%, свекла – на 3,2%, перец – на 2,5%, картофель – на 1,9%. Цены на морковь и лук снизились на 0,7-4,4%. Свежие фрукты подорожали на 0,4%. Цены на муку и макаронные изделия возросли по 0,6%, хлеб – на 0,3%, крупы – на 0,2%. Стоимость мяса и мясопродуктов увеличилась на 0,6%, в том числе говядина стала дороже на 0,7%, баранина, конина, мясо птицы – по 0,4%, колбасы и мясные изделия – на 0,7%. Молочные продукты подорожали на 0,7%, за счет роста цен на молоко длительного хранения – на 1,5%, пастеризованное – на 1%; кисломолочные продукты – на 1%. Прирост цен на табачные изделия составил 1,5%, алкогольные и безалкогольные напитки – 0,2-0,4%. Цены на яйца и сахар остались на уровне прошлого месяца.
Основное влияние на динамику цен в группе непродовольственных товаров оказало удорожание горюче-смазочных материалов – на 3,1%, в том числе цены на дизельное топливо возросли на 11,2%, бензин А-95,96 – на 3,4%, А-92 – на 1,6%, А-98 – на 0,5%. Стоимость сжиженного газа в баллонах увеличилась на 11,8%. Уголь каменный подорожал на 3,4%. Цены на бытовые текстильные изделия увеличились на 1,3%, товары личного ухода – на 0,5%, посуду и фармацевтическую продукцию – по 0,4%. А вот стоимость бытовой техники снизилась на 0,6%.
В сфере платных услуг для населения увеличились тарифы на жилищно-коммунальные услуги – на 0,6%, за счет горячей воды – на 8,3% (в связи с переходом на тариф отопительного периода). Стоимость аренды благоустроенного жилья увеличилась на 3,9%. Ремонт обуви подорожал на 2,8%, ритуальные услуги – на 1,6%, бытовые услуги (ремонт техники, услуги электрика) – на 0,3-1,4%, услуги связи и общественного питания – по 0,3%, услуги амбулаторные и образование – по 0,1%. Услуги транспорта стали дешевле на 0,2%, при этом стоимость авиаперелетов снизилась на 4%.
В Алматы цены на 19 наименований продуктов останутся фиксированными до конца 2021 года. Это - мука первого сорта, гречка, рис, рожки, масло подсолнечное и сливочное, мясо кур, говядина, молоко, кефир, творог, яйца I категории, сахар, соль, хлеб, картофель, лук, капуста, морковь. Для этого из местного бюджета выделено 10 млрд тенге. Средства направлены на фиксирование цен на полках торговых сетей города, а также фиксирование отпускных цен производителей, минуя цепочку посредников, через предоставление льготных займов. «Например, за счет выдачи льготного займа торговой сети Magnum Cash & Carry в 54 супермаркетах Алматы законтрактовано 16 наименований СЗПТ в объеме - 7,8 тыс. тонн. До конца 2021 года мука первого сорта, гречка, рис, рожки, масло подсолнечное и сливочное, мясо кур, говядина, молоко, кефир, творог, сахар здесь реализуются по фиксированным ценам, причем цены на полках ниже городских на 5-30%», - рассказывала заместитель председателя правления СПК «Алматы» Гульмира Мурзалинова.
С 1 сентября начата реализация 22 тыс. тонн сезонных овощей - картофеля, моркови, лука, капусты - в торговые сети Magnum по форвардной закупке. Реализация будет вестись по сниженным ценам до апреля 2022 года. Благодаря выданным оборотным займам в размере 1 млрд тенге предприятию «ХБК «Аксай», по словам Гульмиры Мурзалиновой, удалось зафиксировать отпускную цену на хлеб формовой из пшеничной муки первого сорта до декабря 2021 года в размере - 75 тенге за булку. Реализация продукции ведется в 10 фирменных магазинах по отпускной цене хлебозавода, во всех ведущих торговых сетях с торговой наценкой не более 10% и 3042 магазинах «у дома» - не более 15%.
В целом по стране в ноябре годовая инфляция замедлилась, составив 8,7% (в октябре – 8,9%). В 11 регионах инфляция замедлилась, в 4 регионах было зафиксировано ее ускорение, в 2 – осталась без изменения. Месячная инфляция в стране составила 0,7%, что ниже среднего уровня роста цен в ноябре за последние 5 лет (за 2016-2020 годы – 0,9%). Выше своей исторической нормы цены в ноябре текущего года выросли только в Восточно-Казахстанской и Акмолинской областях, составив 1,2% и 1,1% соответственно. В остальных регионах месячные темпы роста цен сложились возле среднеисторического уровня или выросли ниже среднеисторической нормы. Заметное замедление темпов роста месячной инфляции отмечено в Туркестанской, Карагандинской, Атырауской областях и Нур-Султане, которым свойственен более высокий рост цен в ноябре. Темпы роста цен на продовольственные товары замедлились, составив 10,9%, (в октябре – 11,3%). Максимальный рост цен на товары данной группы сложился в Мангистауской области (12,2%). Непродовольственные товары подорожали за год на 8,3% (в октябре – 7,8%). Максимальные значения зафиксированы в Карагандинской (9,3%), Акмолинской (9,2%) и Актюбинской (9,2%) областях, наименьшие – в Западно-Казахстанской области (7,4%). Цены на платные услуги в ноябре повысились на 6,4% (в октябре – 6,9%), выше общереспубликанского уровня цены повысились в Западно-Казахстанской области (7,7%), ниже – в Кызылординской области (5,2%).
10 декабря заместитель директора департамента денежно-кредитной
политики Нацбанка Денис Чернявский рассказал об инфляционных ожиданиях
населения.
Наибольшая доля респондентов ожидает ускорения роста цен в следующие
12 месяцев – 35% (33% в октябре), что стало максимальным значением в истории
опроса населения. «Результаты ноябрьского опроса показывают, что второй месяц подряд продолжается обновление исторических максимумов в
качественных оценках инфляционных ожиданий. Большая часть домашних хозяйств
ожидает ускорения темпов роста цен в ближайшие 12 месяцев. Восприятие текущей
инфляции также сохраняется на высоком уровне, в частности, из-за удорожания
продуктов питания и энергоресурсов. Большая часть опрошенных (74%) продолжает
отмечать сильный рост цен за прошедшие 12 месяцев», - рассказал он.
Потребительские настроения в ноябре снизились. Наряду с этим продолжилось ухудшение ожиданий по будущим доходам и, в целом, краткосрочных и долгосрочных перспектив развития экономики страны. «С точки зрения расходной части – большинство опрошенных по-прежнему выражают сдержанность в отношении крупных покупок: только 19% респондентов готовы к крупным расходам. Большинство опрошенных (35% в ноябре, 32% в октябре) продолжают оценивать текущее время как неблагоприятное для формирования сбережений», - сообщал Денис Чернявский.