Бизнесмены обратились за помощью к премьер-министру

Из-за транспортного коллапса на границе с Китаем предприятия несут убытки

Производители масложировой продукции, безалкогольных напитков, медицинских препаратов и логистические компании несут убытки. Такая ситуация сложилась из-за того, что Китай значительно снизил скорость перевозки грузов, следующих из КНР в Казахстан и обратно. Одновременно приоритет отдается транзитным грузам, следующим в Европейский союз (ЕС). «Получается, что Казахстан, используя свои железнодорожные пути, способствует росту китайской промышленности в ущерб местным предприятиям», - заявил глава «Союза промышленников и предпринимателей Iskermen» Тимур Жаркенов. Бизнесмены просят помощи у премьер-министра и профильных министерств. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Китай не согласовывает план по перевозкам

Директор транспортно-логистической компании Sevenr Logistics LLP Оксана Сорокина обозначила проблемы, с которыми столкнулись логисты. Одна из них – дефицит контейнеров в Китае. «Поэтому у нас возникла проблема выбора партнеров, поднялись цены на доставку грузов. Мы не можем использовать наши собственные контейнеры, которые закупаем как транспортная компания, потому что они застряли на складах временного хранения в Казахстане. Это связано либо с отсутствием плана на отправку порожних контейнеров в Китай, или объем (необходимых контейнеров – Ред.) ничтожно мал», - отмечает Оксана Сорокина.

По ее словам, отсутствие подвижного состава на границе между Казахстаном и Китаем привело к многокилометровым пробкам в прошлом году на китайской стороне. В результате Китай стал сокращать блок-поезда на Казахстан или вообще их отменять.

Она привела пример: в августе не было отправлено ни одного блок-поезда, потому что со стороны Китая были запреты на их перемещение в КНР.

«На сегодня соотношение количества контейнеров к платформам, которое мы наблюдаем несколько месяцев: 4 тыс. контейнеров регулярно находятся на станции Алтынколь в ожидании груза, и только 250-300 платформ мы можем использовать. То есть груз просто некуда перегружать. При этом по непонятным причинам оператор логистических терминалов не привлекает иностранный подвижной состав для отправки транзитных грузов в Европу, Россию или Центральную Азию. Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров и экспедиторские компании вынуждены постоянно закладывать в потенциальный рост цен расходы на хранение грузов. Это в итоге сказывается на конечной стоимости перевозимого товара», - отмечает эксперт.

В результате, поясняет она, эта ситуация дает возможность китайским экспедиторским компаниям спекулировать на продаже свободных платформ. И транспортно-логистические компании вынуждены к уже поднявшейся в разы цене за перевозку доплачивать по 2-3 тыс. долларов только за возможность уехать из Китая. «Дефицит мест и контейнеров у нас наблюдается потому, что когда Китай согласовывает план по перевозкам, казахстанская сторона его никак не оспаривает. И когда Китай заявляет огромное количество блок-поездов в Европу, Турцию, Азербайджан и ноль поездов на Казахстан или их минимальное количество, наша страна это принимает. То есть мы никак не корректируем его. В итоге наш казахстанский импорт задвинут на заднюю полку», - подчеркивает Оксана Сорокина.

Логистические компании вынуждены принимать навязанные им правила игры. «Регулярные задержки на всех этапах транспортировки приводят к тому, что собственники контейнеров закладывают дополнительные расходы по хранению и аренде контейнеров в итоговые ставки за транспортировку. Это существенно влияет на стоимость логистики. Либо мы вынуждены отправлять грузы из КНР в Казахстан через Владивосток, Ригу, Клайпеду, Санкт-Петербург, Новороссийск и Стамбул», - сообщила Оксана Сорокина.

Почему экспедиторы и логисты КНР не бьют тревогу

Одновременно возникает вопрос, почему китайские экспедиторы не говорят о проблеме задержки грузов на китайской границе. «Этот вопрос задал и представитель КТЖ на выставке «Транспорт и логистика». Объясню: нашими клиентами являются казахстанские компании, закупившие товары, сырье, оборудование в Китае на определенных условиях, то есть они уже взяли на себя расходы по логистике. Таким образом, китайские заводы, выполняя свои контракты по поставке, выполнили их. Они произвели товар, отгрузили его и получили оплату за свой товар. То есть для них проблем с логистикой нет. Сейчас же мы сталкиваемся с ситуацией, когда грузы, принадлежащие казахстанским компаниям по их контрактам, находятся в Китае. И нет возможности их вывезти», - подчеркивает заместитель директора по операционным вопросам ТОО «IPL Kazakhstan» Елена Мезенцева.

Она уточняет, что товары уже в контейнерах и находятся на станциях в ожидании отправки. «Но пока нет четкого плана, какое количество грузов на Казахстан предоставит китайская железная дорога, когда этот план появится, с каких станций будут отправлять груз. Нельзя говорить, что КТЖ бездействует, но думаю, этих мер недостаточно. Мы уже написали письма в КТЖ, дав им конкретные данные по конкретным грузам, станциям отправления, чтобы они обратились к партнерам с китайской железной дороги по этим грузам. Но реакции на наши письма пока нет. И когда будет отклик на них, тоже неизвестно. Думаю, КТЖ нужно быть понастойчивей в этом вопросе», - говорит Елена Мезенцева.

Продукция может подорожать

Предприниматели отмечают, что проблемы с доставкой грузов из Китая негативно отразятся на стоимости товаров. Причем не только китайских. «Трудности с логистикой - не только проблема бизнеса, она коснется каждого казахстанца. Мировое производство, а наше тем более, глобально зависит от поставок из Китая сырья, оборудования, запасных частей и так далее. Нужно понимать, что повышение цен, которое мы наблюдаем по всей стране, может усугубиться. Ведь предприниматели не могут работать себе в убыток, поэтому мы вынуждены часть убытков закладывать в стоимость товара. И не стоит забывать, что за бизнесом стоят коллективы. Непонятно, как людям платить зарплату, ведь бизнес несет дополнительные расходы из-за проблем, связанных с задержкой перевозок из Китая», - отмечает эксперт «Ассоциации масложирового союза Казахстана» Геннадий Вейцман.  

Бизнес подсчитывает убытки

В результате задержки грузов из Китая  производители безалкогольных напитков и соков Казахстана потеряли около 10,7 млрд тенге. Такие данные приводит глава отраслевой ассоциации. «Задержка груза может доходить до 100 дней, часть груза не может попасть в страну еще с мая.  Это приводит к повышению стоимости продукции», - отметила директор «Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК» Алия Мамытбаева.

Еще одна проблема - производители напитков не могут своевременно получить ПЭТ-сырье для выпуска тары. «Это привело к снижению ассортимента продукции, огромным убыткам из-за простоя производства, невыполнению обязательств перед дистрибьюторами. Также была приостановлена деятельность цеха по производству ПЭТ-форм, в результате некоторые компании потеряли до 80% специалистов», - пояснила Алия Мамытбаева.

Для сохранения минимального объема производства предприятия, выпускающие напитки и соки, вынуждены приобретать готовые ПЭТ-формы в России и Турции. А там стоимость такой продукции на 70% дороже, чем если бы компании производили ПЭТ-формы сами. Логистический кризис вынуждает бизнес искать альтернативные источники доставки продукции. «Мы теряем рынки сбыта, государство недополучает налоги. Истинные причины логистического кризиса с Китаем нам непонятны, все снимают с себя ответственность. Среди причин называются и коронавирус, и политические факторы, и внутренние проблемы в КТЖ. Мы ждем конкретные шаги с казахстанской стороны для решения проблемы», - заявила Алия Мамытбаева.

Представители фармацевтического рынка также обозначили свои проблемы. Директор ТОО «Медхауз Казахстан» Самат Исабаев рассказал, что их компания занимается производством медизделий и медоборудования  для домашнего использования.

«У нашей продукции ограничен срок годности, пока она в пути, ее срок истекает. Некоторые наши грузы простаивают с июля. Из-за простоя у нас на несколько месяцев заморожены средства в товаре – а это 1,5 млн долларов. Для нашей компании это огромные деньги. И мы вынуждены искать средства для существования, я уже не говорю о прибыли. Мы обратились в несколько банков, но, к сожалению, банки не финансируют бизнес под товарооборот, а другого залога у нас нет. Мы сотрудничаем с 3 тыс. аптеками, платим налоги на 140 млн в год. Если ситуация не изменится, будем вынуждены отправить персонал в отпуск без содержания, а у нас работает свыше 100 человек.  В будущем, если товара не будет, можем и разориться. При этом спекулятивно идет наращивание цен в сфере перевозок, тарифы выросли в 6-7 раз относительно цен 2020 года», - пояснил Самат Исабаев.

Бизнес ждет помощи

Бизнесмены обратились к премьер-министру с просьбой навести порядок. Также направили в министерства ряд своих предложений.

«Просим МИД и МИИР, во-первых, установить паритет на железной дороге на границе: один транзит груза из Китая через Казахстан в Европу, один импорт в Казахстан и один экспорт из Казахстана. Во-вторых, восстановить гражданские и грузовые перевозки из Китая в Казахстан. В-третьих, увеличить количество контейнерных поездов до 10 в неделю. Сейчас этот показатель составляет один раз в неделю. Также мы просим добиться от КНР увеличения количества фур до 700 в день в Хоргосе, до 100 на станции Алашанькоу, до 40 на Набахты, открыть пункт пропуска Майкапшагай. Кроме того, нужно добиться от Китая установления санитарных карантинных ворот на автомобильных пунктах пропуска – снять ограничения на опасные грузы в сертифицированной упаковке в соответствии с регламентами для перевозки опасного груза, например, батарейки», - отметил глава «Союза промышленников и предпринимателей Iskermen» Тимур Жаркенов.

Также просим МИД совместно с Комитетом государственных доходов и Нацбанком РК добиться от КНР предоставления официального подтверждения о закрытии пунктов пропуска на карантин, об изменениях ценовой политики и требованиям к перегрузке. «Еще одно из наших требований – для валютного контроля пролонгировать сроки исполнения экспортно-импортных контрактов и репатриации валютной выручки», - сообщил Тимур Жаркенов.

Были озвучены и отдельные предложения к МИИР. «Мы просим добиться от КНР возврата пустых контейнеров обратно в Китай в течение трех дней, отменить «неофициальную» монополию автомобильного транспорта на Хоргос. Не препятствовать въезду авто частных владельцев МСБ и перевозчиков, в том числе по системе CAT. Также мы просим отменить «неофициальную» монополию брокерских услуг на Хоргосе. Не препятствовать открытию и работе новых брокерских компаний на границе, разрешить транзит грузов с казахстанско-китайской границы до Алматы, Нур-Султана в системе СКУР (селективный контроль управления рисками)», - сообщил он.

В случае невыполнения просьб, в том числе по ограничению монополий и прочих схем, и восстановления нормального транспортного сообщения предприниматели предлагают остановить транзит через Казахстан в Европу. «Считаю, что нужно перестать переживать за исполнение каких-то международных соглашений, которые идут в ущерб нашему бизнесу. Казахстану  надо перестать переживать о том,  кто и что о нас подумает и начать думать об интересах бизнеса и граждан страны», - резюмировал эксперт «Ассоциации масложирового союза Казахстана» Геннадий Вейцман.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤