E-продажи товаров handmade могут составить 150 млн тенге в год

Казахстанские ремесленники планируют запустить собственный интернет-магазин
Фото: Руслан Пряников

Продавать онлайн  - это амбициозная цель для казахстанского ремесленника, считает руководитель Центра ремесленников  Qazaq-Oner Айгуль Жансерикова. И в интернет-торговле изделий ручной работы есть важный нюанс: магазин в Сети будет успешным тогда, когда налажена продажа товаров в офлайн–магазине. 

На сегодня офлайн - магазин Центра ремесленников обеспечивает продажу продукции на 50 – 60 млн тенге в год. Утроить сумму до 150 млн тенге в год, как надеется руководитель Qazaq-Oner, должен разрабатываемый в настоящее время онлайн–магазин.   

«Центр разрабатывает сайт, на «полках» которого будут представлены изделия отечественных мастеров. Пока он не функционирует на продажу, но содержит информацию по категориям изделий и их ориентировочной стоимости. Первоначальные инвестиции составили около 600 тыс. тенге. Но так как сайт все еще на стадии разработки, то думаем, что общая сумма инвестиций составит не менее 1,5 млн тенге», - говорит Айгуль Жансерикова. 

Полноценно сайт будет функционировать, ориентировочно, с начала 2022 года. Он станет первой в Казахстане республиканской площадкой, которая будет продавать изделия ручной работы онлайн. При этом важными условиями полноценной работы сайта являются налаженная логистика, наличие квалифицированных специалистов по продажам и сформированный продающий дизайн.

«Если нас кто-то опередит, мы будем рады. Одна из главных целей онлайн – магазина Центра – это не только увеличение объемов продаж и прибыли, но и возможность запуска собственных ремесленных брендов казахстанских мастеров. Сам Qazaq - Oner должен стать «зонтичным» брендом для всех нас», - поделилась планами с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz руководитель Центра ремесленников.

Пока в Казахстане нет онлайн - магазина для реализации работ ремесленников, интернет - площадкой для продаж являются их личные страницы в социальных сетях. Некоторые мастера даже могут похвастать доходами до 65 млн тенге в год. Спросом пользуются, например, лоскутные одеяла и обучающие курсы по их шитью. Мода на них растет вместе с интересом на национальные или этнические изделия и сувениры.

«В какой – то момент Instagram стал личным онлайн - магазином для продаж собственных құрақ көрпе и обучающих курсов, - объяснила переход на онлайн-продажи ремесленница по курак корпе Гульмира Уалихан. – Конечно, заинтересовать аудиторию фотографиями, сделанные на телефон и незавлекающими текстами, сложно. Поэтому, когда пришло осознание, что онлайн-продвижение поможет развивать собственный бизнес, я стала искать информацию по продажам в интернете».

При этом цена себестоимости изделия, выставленного на продажу, формируется из трех частей. Первая - 35%-40% - это стоимость сырья, далее 35% - это работа мастера и 30% - затраты на курьерскую доставку, аренду, упаковку, фотосессию, налоги и другое.

Быстро и легко перейти на онлайн – продажи получается не у всех ремесленников, делится своими наблюдениями председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова. Для многих мастеров единственным способом продаж все еще остаются ярмарки, городские фестивали и корпоративные заказы. В свою очередь электронная торговля предполагает и соответствие товаров требованиям по соблюдению норм прав потребителей. По мнению главы Союза, к продаже ремесленных изделий через онлайн – магазины в стране не готовы ни мастера, ни рынок в целом.

«Вопросы стоят, например, к сертификации товара или прописанных к ним требованиях. Без соответствия определенным нормам качества, например, нельзя выйти ни на международные, ни на отечественные маркетплейсы. Существуют и проблемы с качеством почтовых услуг как при доставке заказов внутри Казахстана, так и за границу. Кроме того, нет налаженной системы платежей для переводов от зарубежных заказчиков и нет отработанной системы возврата товара. Основная масса заказов приходит от тех, кто уже сотрудничал с мастером или рекомендованы по «сарафанному» радио», - считает Айжан Беккулова.

«Не спорю, что продажа ремесленного товара в Казахстане – это отдельный вид искусства. Но внутри Казахстана наладить продажу товара, в том числе и ее доставку, не сложно. Если изделие было сделано на заказ, то стоимость доставки включена в общую цену. Если нет, то она обговаривается с покупателем заранее. Благо в Казахстане на сегодня работает много курьерских компаний и в последнее время неплохо наладила работу и «Казпочта». Крупногабаритные заказы, например, приданное для невесты, мы доставляем через «Казпочту»», - делится в свою очередь Гульмира Уалихан.

В крайнем случае, уточняет мастерица, если доставка срочная, а у заказчика нет лишних средств, то она возможна через поезда. То есть варианты, как отечественному заказчику получить товар есть. Но на сегодня существует проблема с отправкой международных заказов. Спрос у зарубежных покупателей на изделия даже за более высокую, чем на внутреннем рынке стоимость, на сегодня только растет. Но вот гарантировать своевременное их прибытие и сохранность товарного вида отечественные ремесленники им не могут.

«Чтобы говорить о полноценной онлайн - торговле, надо создать полноценное реальное производство. То есть нужны мастерские и площади под них, работающая система приема платежей и переводов, налаженная бесперебойная логистическая система и, наконец, современный и понятный сайт-магазин. Вся поддержка ремесленников в Казахстане – разовая. Это проведение фестиваля или ярмарки. В стране нужна программа развития ремесленного искусства как полноценного вида МСБ», - добавила Айжан Беккулова.

В Узбекистане работает государственная система поддержки ремесленников, приводит в качестве примера глава казахстанского Союза ремесленников. Чтобы поддержать своих мастеров в период коронакризиса, специально созданная комиссия организовала резервный закуп изделий ремесленников со всего Узбекистана и параллельно провела обучающие семинары по дизайну и улучшению качества продукции. Кроме того, они выделили из 30 видов 19 наименований продукции для экспорта и продают закупленные изделия через специально созданный неправительственной организацией сайт. На сегодня в Узбекистане поддерживают мастеров по таким направлениям, как керамика, производство шелка, шерстяных и шелковых ковров и резьба по дереву.

«За полтора года в Казахстане многие ремесленники, кто не смог переориентировался на онлайн-продажи, перепрофилировались. Например, мастера, которые изготавливали музыкальные инструменты, пытаются делать мебель. Или рукодельницы шьют изделия из сырья, которое осталось у них в закромах», - поделилась глава Союза ремесленников.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤