Отраслевые менеджеры придумали, как развивать экспорт
Один из способов - запустить экспортный инкубатор, рассказала доктор PhD Айнур АмирбековаДля развития казахстанского экспорта товаров и услуг сделано немало, но можно сделать еще больше. Например, в этом поможет экспортный инкубатор, который в числе прочего включает в себя онлайн-платформу по обучению экспортеров, школу экспортеров, организацию BootCamp по подготовке специалистов в рамках дуального обучения, рассказала в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz лидер группы по экспорту услуг отрасли «торговля и логистика», доктор PhD Айнур Амирбекова.
«Мы работаем в рамках программы подготовки отраслевых менеджеров по управлению изменениями в экономике – это одно из направлений инициативы первого президента «Ел үміті». В ней участвуют специалисты разных сфер, среди которых практики, теоретики и стратеги. Это дает возможность взглянуть на решение поставленной задачи – развитие экспорта - с разных точек зрения», - уточнила наша собеседница.
- Айнур, до того как мы начнем обсуждать экспортный инкубатор, расскажите, чем в принципе занималась ваша группа?
- Перед командой стояло несколько задач. Во-первых, определить перспективы развития экспорта услуг, во-вторых, наладить их продажу за границу за счет коллаборации бизнеса, науки и государства, в-третьих, сформировать модель экосистемы экспорта на примере IT-отрасли. Каждый пункт имеет большое количество подзадач.
- Но почему именно на примере IT-сектора?
- Он тесно связан со многими другими отраслями, поэтому за короткое время можно добиться его значительного роста. В ходе исследования мы выяснили, что экспортировать IT-услуги нашим компаниям мешает соответствующих для этого проектов. Кроме того, большинству предпринимателей в этой сфере не хватает знаний о том, как вести экспортно ориентированный бизнес.
Для развития экспорта сделано немало: существует финансовая и сервисная поддержка компаний, есть экспортный акселератор. Но еще много вариантов и инструментов, прежде всего мы предлагаем запустить программу экспортного инкубатора, которая будет основана на коллаборации бизнеса, науки и государства.
- Если есть экспортный акселератор, зачем создавать еще инкубатор?
- Он отличается тем, что основателей стартапов учат, как создать бренд и адаптировать товары или услуги, которые под ним продаются, под экспорт. После этого проект будет готов к участию в экспортной акселерации. По результатам инкубационной программы разрабатывается экспортная стратегия компании для участия в международных инкубациях и акселерациях.
В результате мы получим экосистему, которая включает в себя все этапы, начиная с открытия бизнеса и заканчивая заключением экспортных контрактов.
Таким образом удастся создать критическую массу экспортных предприятий, повысить уровень компетенций предпринимателей, появляется возможность использовать потенциал выпускников вузов и экспортно ориентированная экосистема на основе коллаборации бизнеса, науки и государства.
- Видимо, и здесь нужна государственная поддержка? Может быть, финансовая, как вы думаете?
- Мы изучили международный опыт стран с развитыми IT-отраслями и поняли, что государства стимулировали развитие своих рынков технологий за счет создания общенационального плана цифровизации всех сфер экономики. Мы предлагаем увеличить количество грантов на обучение IT-специалистов, выдавать льготные кредиты компаниям на цифровизацию бизнес-процессов, кроме того, ввести норму, согласно которой госкомпании должны тратить часть своих IT-бюджетов на покупку отечественных разработок. Также мы предлагаем выдавать гранты на разработки ведущим казахстанским IT-компаниям, покрывать часть расходов сотрудников на обучение по программам ускоренной подготовки и формирования цифровых компетенций.
Кроме того, нужно возмещать расходы бизнеса на высокоскоростной интернет, это можно сделать за счет снижения налогов на равную сумму. Также мы предлагаем запустить программу цифровой трансформации компаний с государственным участием и их дочерних структур, в рамках которой приоритет на использование программных решений будет у местных производителей, но по одобрению правительственной комиссии по цифровому развитию. Ну и, конечно, нужно совершенствовать венчурное финансирование и предоставлять налоговые преференции разработчикам, которые работают на площадке Astana Hub.
Но меры, которые я перечислила, нужно рассматривать в комплексе с другими инструментами нефинансового стимулирования IT-сектора.
- Чем в принципе можно привлечь иностранные технологические компании и что для этого нужно сделать Казахстану?
- В первую очередь, конечно же, пулом талантливых программистов, емким внутренним рынком или прочными связями с такими рынками, а также низким политическим риском и справедливой судебной системой. Кроме того, в этот список стоит добавить низкую затратную часть бизнеса - выгодную стоимость рабочей силы, привлекательный налоговый режим и льготы. Ну и, конечно, важна развитость IT-инфраструктуры, в частности, высокоскоростное интернет-соединение.
Пока у Казахстана нет выраженного конкурентного преимущества ни по одному из этих пунктов, но есть определенный потенциал для развития. Привлечение зарубежных IT-компаний в нашу страну позволит решить несколько важных проблем отрасли: повысит узнаваемость Казахстана в мировой IT-индустрии, увеличит спрос на отечественных специалистов на локальном рынке, уменьшит их отток из страны, создаст новые рабочие места, по истечению льготного периода значительно увеличит налогооблагаемую базу. Также удастся повысить качество отечественных IT-услуг и компетенции наших разработчиков за счет обучения в этих компаниях, эффективно создавать новые проекты и облегчит экспорт отечественных IT-услуг на целевые рынки, поскольку у технологических компаний уже налажены связи на них.
Отвечая на вторую часть вашего вопроса о том, что нам сделать, скажу: создать режим наибольшего налогового благоприятствования, то есть обнулить для IT-компаний НДС, КПН, ИПН. Astana Hub необходимо распространить применение этого режима не меньше, чем на 10 лет как на стартапы, так и на действующие IT-компании. Сделать стоимость аренды помещений для них минимальной, либо полностью ее субсидировать. Учитывая то, что в настоящее время большое количество площадей комплекса Астана Экспо пустует, субсидирование аренды является оправданной экономической мерой.
- Для компаний из каких еще отраслей вы видите хорошие экспортные перспективы?
- Наша команда разработала конкретные мероприятия для развития экспорта компаний строительного сектора, киноиндустрии, этно- и экотуризма, медицинского туризма. Эти мероприятия могут увеличить объем экспорта к 2025 году на 1,7 млрд долларов.
В строительной отрасли есть огромный экспортный потенциал. Мировые расходы строительной отрасли по отношению к ВВП ежегодно растут на 3%, к 2025 году они достигнут 15,2 трлн долларов. На сегодняшний день казахстанские строительные компании успешно выходят на рынки Узбекистана, России, Грузии, Кыргызстана, Канады и Вьетнама по строительству промышленных объектов и жилых домов. К 2025 году экспорт строительных услуг можно нарастить до 1,5 млрд долларов.
В Казахстане существует хороший фундамент для роста креативной индустрии. У нас есть большое количество культурных объектов, развитые национальные и классические творческие индустрии - это музыка, театр, балет, опера, изобразительное искусство, культурные центры и т.д.
По прогнозам ЮНЕСКО, в ближайшие годы доля креативных индустрий в мировом ВВП составит 10%, в Казахстане она составляет меньше 1% ВВП. Это огромный потенциал для роста.
Рекомендуемые направления для развития экспорта: мода и дизайн, ремесленное искусство, кино и анимация, музыка.
Что касается туризма, то в рейтинге конкурентоспособности путешествий и туризма Всемирного экономического форума Казахстан по количеству культурных объектов всемирного наследия занимает 61 место, по количеству объектов устного и неосязаемого культурного наследия – 22 место, по численности природных объектов всемирного наследия – 30 место.
В Казахстане действует государственная программа развития туристической отрасли, концепцию ее развития разработало АО НК Kazakh Tourism. Однако больших изменений это не принесло. Мы предлагаем сфокусироваться на трех фундаментальных и системных подходах, без которых развитие туристической отрасли невозможно. Первый - серьезные реформы по формированию сервисной экономики, второй - доступная стоимость туристических услуг и третий - качественная инфраструктура, отвечающая требованиям туристов.
Три якорных направления - лечебно-оздоровительный, экологический и культурно-исторический туризм, вокруг них сформируется МСБ, который создаст новые рабочие места, будет платить налоги в бюджет.
- Вы несколько раз упомянули квалифицированные кадры. Как их подготовить и удержать тех специалистов, которые уже есть?
- Прежде всего необходимо увеличить количество часов изучения английского языка и профильного предмета для будущих IT-специалистов, исключив общеобразовательные дисциплины, внедрить необходимые предметы для обучения экспортеров, усилить профессорско-преподавательский состав, в том числе за счет привлечения иностранных специалистов. Мы уже разработали проект программы обучения. Основная проблема кроется в оттоке кадров: уезжают в основном квалифицированные специалисты – лиды, а без них компаниям работать над большими проектами проблематично. Для системы подготовки кадров мы предлагаем применить модель взаимодействия бизнеса и университетов по подготовке и трудоустройству IT-специалистов таких компаний, как EPAM.
Кроме того, необходимо субсидировать фонд заработной платы высококвалифицированных кадров в IT-отрасли для экспортоориентированных стартап-компаний.
Как стимулирующий пакет мы предлагаем запустить отдельную программу льготного ипотечного кредитования для IT-специалистов высокого уровня, что дополнительно поможет в решении проблемы их оттока за границу. Также Казахстану необходимо начать совместные проекты с мировыми брендами в области технологий. Высококлассных казахстанских специалистов много, но они трудятся за рубежом. Многие хотят вернуться на родину и работать над реально перспективными проектами, поэтому для привлечения таких людей необходимо создать среду из местных и мировых IT-компаний, локализованных в Казахстане, и стимулирующие пакеты.
Нам важно удержать специалистов на определенное время и нарастить новый пул квалифицированных кадров. А удержать их можно, если условия труда будут, как за рубежом, и такие же мировые проекты будут делать в Казахстане.
- Можете ли вы оказать какую-то практическую помощь экспортерам?
- В рамках проекта мы также решаем насущные проблемы предпринимателей, например, занимаемся сопровождением экспортеров и помогаем им выйти на внешние рынки. Мы создали канал обратной связи с потенциальными экспортерами, которые обращаются к нам за помощью. Уже сейчас у нас есть предварительные договоренности с зарубежными байерами и агентствами о поиске партнеров для них в Казахстане. Надеемся, в среднесрочной перспективе нам удастся повысить узнаваемость и спрос на казахстанские услуги.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.