В Актюбинской области реализовали 23 проекта на 136,7 млрд тенге

Об итогах года, новых производствах и инвестициях рассказали в управлении индустриально-инновационного развития

В 2020 году в Актюбинской области реализовали 23 проекта. Это и ВЭС «Бадамша» стоимостью 33 млрд тенге, и завод по производству керамогранита и керамической плитки. В 2021 году в регионе планируют построить завод по выпуску диализаторов и запустить производство удобрений из недозревшего бурого угля, рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz руководитель областного управления индустриально-инновационного развития Иран Шархан. Также он пояснил, на какой стадии находится реализация совместного проекта промышленной зоны Турции Gebze и СПК «Актобе» по строительству инудустриального парка.

- Иран, сколько было инвестировано в экономику области в 2020 году?

-  По итогам 2020 года в экономику региона вложили 646,8 млрд тенге. Это довольно большая сумма, учитывая пандемию и ограничительные меры. Отмечу, что экономика региона в основном построена на сырьевых ресурсах. Когда падают объемы добычи нефти и цена на нее, то это негативно отражается практически на всех отраслях Актюбинской области. Но, несмотря на данные факторы, регион находится в зеленом коридоре роста по инвестициям. В 2020 году этот показатель вырос на 6,6% по сравнению с 2019 годом.

- Тогда расскажите, пожалуйста, какие проекты и на какую сумму были реализованы в регионе?

- В 2020 году реализовано 23 проекта на 136,7 млрд тенге. Из них почти четверть приходится на зеленую экономику. А именно на возобновляемые источники энергии. В Актюбинской области компания с мировым именем взялась осуществить необычный для себя проект по возобновляемым источникам энергии. Строительство ветроэлектростанций ведет ТОО «Arm Wind», крупная транснациональная нефтегазовая компания Eni выступает инвестором. Первая очередь проекта – ВЭС «Бадамша» мощностью 48 МВт и стоимостью 33 млрд тенге – была сдана в эксплуатацию в декабре 2019 года, на проектную мощность станция вышла в первой половине 2020 года. Сейчас идет строительство второй очереди – ВЭС «Бадамша – 2» такой же мощности. Завершение проекта планируется в 2022 году. Каждая из ВЭС в течение 25 лет будет производить ежегодно 198 ГВт*ч электроэнергии. Этого количества, например, хватит для города, в котором проживает 40 тыс. человек.

- Кроме проекта строительства ветроэлектростанций, какие еще, на ваш взгляд, можно выделить?

- Я хочу отметить завод по производству керамогранита и керамической плитки ТОО «Зерде-Керамика Актобе» в индустриальной зоне. Производства подобного качества продукции в республике больше нет. Она отвечает всем мировым трендам интерьерной моды. Выйдя на проектную мощность, компания будет выпускать 5 млн кв метров продукции в год. Стоимость проекта 9,2 млрд тенге.

Еще один интересный проект – это завод по выпуску диализаторов, аналогов которого в Казахстане нет. Он будет реализован до конца года. Мощность производства – 1 млн единиц изделий. Стоимость – 3,7 млрд тенге. Проект одобрен и начата его реализация. В его рамках Global Service Company XXI подписала контракт с немецкой компанией ALPHA Plan GmbH на поставку производственной линии. Эта компания поставляет самые современные технологии для производства мембранных медицинских одноразовых изделий. За последние два года компания стала мировым лидером в производстве диализаторов, поставив медицинское технологическое оборудование общей мощностью более 40 млн единиц в год клиентам в 20 странах. Для реализации проекта на трассе Самара – Шымкент выделен земельный участок площадью 3 га. В настоящее время разрабатывается ПСД. В проекте задействованы зарубежные дизайнеры из Украина и Италии.

В планах еще один уникальный проект в сфере зеленой экономики. Американский инвестор хочет построить в нашей области завод по производству удобрений из недозревшего бурого угля, который не пригоден ни для промышленности, ни для бытовых нужд. У нас в Каргалинском районе есть Мамытское месторождение. Там этот уголь возгорается и становится катализатором степных пожаров.  

- Насколько я помню, российские инвесторы пытались разрабатывать Мамытское месторождение?

- Да, несколько лет назад приходили на месторождение россияне. Хотели построить электростанцию. Но их не устроило качество угля.    

- Иран, скажите, чем Актюбинская область привлекательна для инвесторов?

- В целом наш регион становится все более привлекательным для инвесторов. В рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business область занимает третье место. Это, во-первых. Во-вторых, выгодное географическое расположение с развитой логистической инфраструктурой. Рядом находится Россия, область также граничит с Узбекистаном. У нас привлекательный инвестклимат. В индустриальной зоне низкие тарифы на энергоресурсы. Иностранный инвестор, конечно же, должен локализоваться здесь и платить налоги. Но и государство дает преференции. Например, ТОО «Green Capital Kazakhstan», которое в областном центре ввело в эксплуатацию две очереди теплицы пятого поколения, по инвестконтракту освобождено от обложения таможенными пошлинами и НДС на импорт сырья и материалов.

Однако пандемия вносит свои коррективы. Не все и не всегда можно решать удаленно. Мы не можем полноценно участвовать в международных выставках, встречах. Это все сказывается, конечно. И не в лучшую сторону. С инвесторами надо встречаться лично. Если они хотят реализовать свой проект в нашем регионе, то им нужно осмотреть место. А сейчас открыты не все границы. Предположим, мы обеспечим инвестору въезд в нашу страну. Где гарантии, что он без проблем вернется обратно? В некоторых развитых странах действуют строгие карантинные меры. Все это влияет на приток инвестиций.

Для привлечения инвестиций мы очень тесно работаем со всеми институтами власти, включая наши представительства и учреждения за границей. Проводится работа по актуализации пула проектов. Думаю, в течение месяца мы ее закончим.

- Были ли в прошлом году заявленные и одобренные проекты, которые по каким-то причинам не удалось реализовать?

- ТОО «Qaz-Bel Лифт» не удалось реализовать проект строительства завода по производству лифтов в индустриальной зоне. Все остальные заявленные на сегодня проекты или на организационном этапе, или в процессе строительства. В прошлом году из-за ограничительных мер у некоторых компаний сдвинулись заявленные сроки реализации проектов.

- Компания «Рокос» планировала построить птицефабрику мощностью 30 тыс. тонн мяса птицы в год. Но почему все затихло и осталось только на этапе анонса.

- Да, «Рокос» планирует построить птицефабрику. Стоимость проекта 33 млрд тенге. Сейчас решается вопрос с финансированием. По проекту предусмотрен полный цикл производства, у предприятия будет свой инкубатор и комбикормовый завод.

- В июле 2019 года руководство крупнейшей организованной промышленной зоны Турции Gebze (GOSB) и СПК «Актобе» подписали меморандум о сотрудничестве. Турецкие инвесторы предложили создать на территории Актобе совместный индустриальный парк… Но и здесь тоже затишье.

- Это большой и амбициозный проект. Но для его реализации необходимо внести некоторые изменения в законодательство. Проделана большая работа областным акиматом и СПК по внесению этих изменений. Сейчас все это находится на рассмотрении в парламенте.

- То есть, как примут поправки…

- Сразу начнется стадия реализации.

- Стоит понимать, прогноз положительный?

- Да. И мы увидим еще один пилотный проект, который будет реализован в Актобе. Придут довольно серьезные игроки и известные бренды.   

- Спасибо за интервью!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤