Как компании меняют свои бизнес-стратегии
Эксперт рекомендует предпринимателям перейти от классических стратегий развития к сценарнымПандемия COVID-19 сформировала новые условия ведения бизнеса. Коронакризис не только заставил предпринимателей скорректировать свои кризис-стратегии, стал катализатором роста некоторых рынков, но и трансформировал модели покупательского поведения, считает исполнительный директор Первого кредитного бюро Асем Нургалиева на Almaty Investment Forum 2020, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Например, с начала года активная аудитория мобильного банкинга увеличилась с 8 млн до 12 млн человек. В стране наблюдается рост рынка доставки еды. На сегодня он оценивается более чем в 30 млн долларов и, по прогнозам, будет демонстрировать ежегодный темп увеличения от 15 до 25%. Активнее всего этот рынок развивается в Алматы и Нур-Султане.
«Есть положительное влияние пандемии на интерес к внутреннему туризму», - отметила Асем Нургалиева, добавив, что, по данным Colliers International, наблюдается тенденция к сокращению арендаторами занимаемых офисных площадей от 22 до 50%, а общий объем рынка офисной аренды в стране составил 28 млрд тенге.
Владельцы бизнеса отмечают, что им действительно пришлось перестроить или адаптировать стратегию развития и
пересмотреть отношение к сценарным стратегиям.
Председатель совета директоров Resmi Group Кайрат Мажибаев рассказал, что COVID-19 стал триггером уже имеющихся изменений и
трансформаций, которые происходили в мире во всех сферах деятельности. И если до
начала пандемии Resmi Group имела систему решения кризисов, то на сегодня она
перешла на систему их предупреждения, основываясь на прогнозах по так
называемой карте риска.
«Вирус лишь подчеркнул возможные слабости в наших системах и выявил особые потребности. И было бы неправильно не реагировать на них. Поэтому наша стратегия на сегодня направлена на то, чтобы обеспечить стабильность развития. Мы расставили акценты прежде всего не на защиту бизнес-активов, а защиту людей. Также мы лишний раз убедились, что нельзя делать акцент на поддержке государства», - сказал Кайрат Мажибаев.
Он подчеркнул, что руководство компании рассматривает кризис как время возможностей и важно использовать ситуацию для определения приоритетов.
«Любая компания, молодая или состоявшаяся, должна беспрерывно беспокоиться о силе своего платежного баланса. Информационные технологии – это то, что позволяет людям коммуницировать и автоматизировать многие вещи. Но существуют и классические параметры. К ним относится сила платежного баланса, которая должна находиться в фокусе кризис-менеджмента. Также мы опираемся на стратегию конкурентных преимуществ. Например, смотрим, по каким направлениям у нас получается развиваться лучше, чем у других, или где мы можем стать лидерами. Не спорю, что запускать ростовые проекты в кризис - это стресс для команды. Но в начале декабря я могу утверждать, что это возможно, и они работают. В эти времена определяются лидеры», - добавил председатель совета директоров Resmi Group.
Управляющий партнер Ernst & Young в Центральной Азии Ерлан Досымбеков отметил, что компания периодически обновляет свою стратегию. И последнее обновление произошло до пандемии, которая внесла свои коррективы.
«Будучи компанией, задействованной в сфере профессиональных услуг, мы пересмотрели их спектр и сейчас сконцентрируемся на том, чтобы предоставлять посильную помощь - практическую - в той степени, в которой нуждаются клиенты при трансформации бизнеса. Мы также пересмотрели организацию труда. Большинство сотрудников работают в удаленном режиме - до 80% штата. При этом мы даем выбор: все, кто считает необходимым работать в офисе, приезжают в офис», - рассказал Ерлан Досымбеков.
Согласно исследованиям Ernst & Young, 50% компаний по всему миру меняют свои политики по командировкам. 76% работодателей уверены в том, что потребность в командировках будет снижена и после пандемии. 37% компаний планируют в будущем использовать технологии для онлайн-встреч. Как отметил Ерлан Досымбеков, руководителям следует продолжать работу по оптимизации процессов организации труда для повышения продуктивности.
«Для нас личные встречи имеют очень большое значение, но в будущем мы навряд ли вернемся к прежнему количеству деловых офлайн-встреч. Мы также на сегодня обсуждаем необходимость офисного помещения», - добавил управляющий партнер EY.
Также на фоне обострения борьбы за таланты работодателям необходимо искать новые, более гибкие подходы к организации труда и задействовать возможности цифровых коммуникаций, чтобы обеспечивать своим сотрудникам необходимый баланс между работой и личной жизнью. В будущем способность привлекать лучших специалистов будет зависеть от того, насколько гибкие схемы работы компания сможет им предложить. И первостепенную роль в этом будет играть корпоративная культура, а также четко определенная цель, которая объединяет всех сотрудников и вдохновляет их на новые свершения.
Региональный менеджер исследовательской и консалтинговой компании Gartner Аскар Жакенов рекомендует бизнесменам перейти от классических стратегий развития к сценарным, когда прописываются 3-5 сценариев развития потенциальных событий и к каждому из них определяются необходимые меры.
«Нужен переход от одной стратегии к множеству вариантов, - считает Аскар Жакенов. – При этом, когда мы говорим про управление кризисами и цифровизацию, важно понимать, что здесь может выявиться и своего рода парадокс. Цифровизация довольно сложная комплексная система. А любая комплексная система приводит к дополнительным проблемам. Более того, сам подход к цифровизации подразумевает, что кризис или коммуникации по кризису резко активизируются. Поэтому цифровизация - это не только решение кризиса, но еще и добавление серьезных задач, которые обязательно надо учитывать в работе».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.