Почему отечественные товары слабо продаются на мировых marketplace
Пандемия поспособствовала развитию международной интернет-торговлиОтечественные бизнесмены в сравнении с предпринимателями из Беларуси и Украины неактивно используют международные интернет-площадки для сбыта своей продукции. По данным директора департамента массового предпринимательства и микрофинансирования НПП «Атамекен» Айболата Есентемирова, на одном из международных сайтов электронной коммерции зарегистрировано около 6081 компании из Украины, 316 из Беларуси и всего 98 компаний из Казахстана. Что мешает отечественному малому бизнесу размещать товар и использовать подобные площадки для экспорта и есть ли потенциал создать в Казахстане собственный marketplace для производителей, эксперт рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Айболат, почему интерес к электронной коммерции у украинских и белорусских предпринимателей выше, чем у казахстанских? Что мешает отечественным предпринимателям наращивать свое присутствие на таких площадках?
- В первую очередь, так как все сделки заключаются на английском языке, это низкий уровень владения языком. Немаловажную роль играет и географическое расположение Казахстана со всеми логистическими цепочками поставок и связанными с ними сложностями: время доставки, расходы на логистику и вопросы со складскими помещениями. Дело в том, что международные интернет-магазины в основном нацелены на рынки стран Европы, США, Канады. Однако у отечественных предпринимателей есть понимание, что эти ресурсы необходимы для развития бизнеса. Поэтому многие из них усиленно осваивают английский, а мы прорабатываем вопросы по складским помещениям, которые можно базировать в одной из стран Европы.
- Какой экономический эффект может дать собственный marketplace для отечественных начинающих предпринимателей?
- Если говорить об экономическом эффекте, то я уверен, что он положительно повлияет на легкую промышленность. Площадка будет представлять собой конкретный рынок сбыта и, как следствие, популяризировать сам формат электронной коммерции среди отечественных производителей. Но не стоит просто ждать собственный marketplace. Надо ориентироваться и активно участвовать на тех международных площадках, которые уже созданы. Думаю, чем выше будет востребованность казахстанской продукции на мировых ресурсах, тем проще бизнесменам будет продавать свой товар уже на отечественных сайтах.
Сама статистика говорит о том, что в Казахстане есть потенциал для наращивания электронной торговли. По последним данным министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, за 6 месяцев 2020 года количество покупок в интернет-магазинах достигло 19,5 млн товаров. Количество покупок в казахстанских интернет-магазинах выросло в два раза — с 7 млн до 14 млн. Во время пандемии мировой рынок электронной торговли превратился в драйвер товарооборота.
- Насколько сегодня видна активность или интерес у разработчиков marketplace для создания платформы в Казахстане?
- На сегодняшний день ряд групп уже занимаются разработкой интернет-магазина. Предполагаю, что пандемия как никогда этому поспособствовала. Казахстанцы все больше понимают, что приобретать товар в интернете это удобно и в некоторых случаях даже выгодно. Разработать marketplace - не самая сложная и дорогая задача. Сложнее его продвигать, но еще сложнее выстраивать правильные бизнес-процессы, так как они должны быть в первую очередь клиентоориентированными.
- На каких условиях, если подобная площадка будет запущена в Казахстане, смогут продавать свои товары предприниматели?
- Условия могут быть разные: плата за регистрацию или за размещение продукции. Также можно установить разные временные рамки пользования ресурсом. Но я склонен к тому, что новый интернет-магазин первое время должен работать без оплаты, но с высоким порогом качества предлагаемого бизнесменом товара.
- Кто, по-вашему, сможет контролировать качество товаров на казахстанской площадке, если она будет запущена?
- В первую очередь качество товара будет контролировать сам потребитель: купив один раз некачественный товар, он уже к этому предпринимателю не придет, как это бывает и в офлайн-режиме. В режиме онлайн у продавца будут низкие рейтинги. К тому же, я думаю, marketplace, интернет-магазины, eBay уже начнут предпринимать меры по отношению к недобросовестному производителю: выведут его из торговой площадки или поставят жесткие условия по соблюдению качества. Чем выше будет конкуренция между производителями, тем качественнее будет продукция. Это законы рынка.
- Сможет ли казахстанская площадка стать привлекательной для предпринимателей из стран Центральной Азии? Это ведь сильно сократит затраты на логистику?
- Не исключаю и такой возможности. Все будет зависеть от параллельно встроенных бизнес-процессов, продвижения и, конечно, удобства платформы.
- Насколько казахстанский товар конкурентоспособен? Кроме товаров от ремесленников, какая еще есть интересная продукция?
- В принципе, в международных интернет-магазинах продается самый разный товар, и продукция казахстанских предпринимателей, смею предположить, будет пользоваться хорошим спросом. Здесь главное - это высокое качество и, конечно, привлекательная упаковка. Думаю, можно создать интернет-магазин, который сможет продавать сельскохозяйственные товары на «прилавках» стран ближнего и дальнего зарубежья. Единственное, необходимо продумать вопросы логистики и хранения.
- В рамках программы «Бастау Бизнес» внедряется курс по работе на marketplace и фриланс-площадках. Кроме того, в планах создание «казахстанких магазинов» на мировых платформах, где будут размещаться товары выпускников курса «Бастау» и начинающих предпринимателей. Есть ли на сегодня желающие пройти курс «Бастау Бизнес»?
- Из-за текущей эпидемиологической ситуации с 2020 года мы перешли на онлайн-обучение. В планах обучить более 30 тыс. человек. Отмечу, что министерство труда и социальной защиты населения ставит нам определенные планы, которые мы превышаем на 5000-6000 человек. При этом в обучающую программу на сегодня включен курс по работе с marketplace: как продавать, продвигать и упаковывать товар. Кроме того, мы создали аккаунт на международной платформе etsy.com, насчитывающий более 50 млн пользователей. Рассчитываем оказывать содействие в продаже товаров выпускникам курсов «Бастау Бизнес». Все желающие предприниматели смогут подать заявку через «Бастау-маркет», она будет рассмотрена, а предпринимателям будет оказано содействие в подготовке продукции в соответствии со стандартами международной торговли.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.