«Кожмех» может пойти по пути «Биохима»
Как реанимируют кожевенно-меховой комбинатНашумевшую историю с банкротством крупнейшего в регионе кожевенно-мехового комбината в Семее прокомментировал его кредитор – «Инвестиционный фонд Казахстана» (ИФК). По словам заместителя директора департамента ИФК Светланы Неустроевой, предприятие не намерены закрывать, оно будет работать, только под новым руководством.
Решение о признании предприятия несостоятельным должником по иску Управления государственных доходов Семея Специализированный межрайонный экономический суд Восточно-Казахстанской области вынес еще 24 июля 2019 года, а в середине ноября апелляционная инстанция оставила его в силе. Нынешнее руководство предприятия собирается обжаловать это решение в Верховном суде. Однако в ИФК говорят, что долги комбината уже почти втрое превышают стоимость его активов – и это достаточное основание для того, чтобы признать предприятие банкротом.
По сведениям пресс-службы Восточно-Казахстанского областного суда, общая задолженность «Кожмеха» на данный момент составляет 5,37 млрд тенге, причем невыплаченные им налоги в бюджет составляют малую часть этой суммы – 65,1 млн тенге. Львиная доля суммы – 4,55 млрд тенге – приходится на долги по кредитам от Инвестиционного фонда Казахстана, в то время как стоимость залогового имущества предприятия, по данным суда, составляет всего 1,93 млрд тенге.
Как долго может тянуться долговая история
Доведение единственного в стране промышленного переработчика шкур до состояния банкротства – долгая история, которая началась в 2008 году. Тогда «Банк Развития Казахстана» предоставил «Кожмеху» заем в размере 22,3 млн долларов. На эти средства зарегистрированный в 1998 году в качестве юридического лица «Кожмех» приобрел итальянское оборудование, но на нем работало другое юрлицо - ТОО «UNITY». Сам же «Кожмех» в течение последних 10 лет практически не осуществлял производственно-хозяйственную деятельность.
Когда заемщик не производит ничего, он, естественно, не может и погашать займ: БРК еще в 2014 году обратился в суд с требованием взыскать с предприятия долг в 4,5 млрд тенге. В 2014 году БРК переуступил долг Инвестиционному фонду Казахстана, который почти 5 лет ожидал результатов попыток реанимации от прежнего руководства комбината. В частности, еще в 2014 году ИФК и предприятием подписали меморандум, суть которого заключалась в привлечении потенциального инвестора для расширения производства и частичного погашения задолженности перед Фондом. Однако условия Меморандума руководство предприятия не выполнило, хотя в 2015 году интерес к нему проявляло ТОО «Евразия Агро Холдинг».
В 2017 году Фонд повторно заключил с гендиректором «Кожмеха» мировое соглашение о реструктуризации задолженности с установлением графика ее погашения на 10 лет, предусматривающего погашение долга в конце срока, а также выплаты платежей без учета индексации.
«Однако руководство комбината сорвало выполнение условий и этого соглашения, в связи с чем в прошлом году были выписаны исполнительные листы о солидарном взыскании с должника всей суммы задолженности, превысившей, как уже упоминалось выше, 4,5 млрд тенге. Имущество комбината готовилось к выставлению на торги, однако затем последовал иск от налоговиков по признанию комбината банкротом – и реализация арестованного имущества в рамках исполнительного производства была приостановлена», - рассказали в ИФК.
Руководство комбината несколько раз обращалось в суд с заявлением о применении в отношении предприятия процедур реабилитации, но, учитывая негативный кредитный опыт «Кожмеха», а также отсутствия инвесторов, способных этой реабилитации способствовать, суд отказал в применении механизма реабилитации.
Отдать банкрота в хорошие руки
Теперь прежнее руководство комбината заявляет, что в результате действий ИФК без работы, якобы, останется 200 сотрудников предприятия, а Семей окажется на грани экологической катастрофы, поскольку «Кожмех» обслуживает систему очистных сооружений на правобережье Иртыша. Однако в фонде подчеркивают: никто не собирается увольнять работников комбината – ИФК намерен найти ему нового хозяина, который сможет эффективно руководить производством.
«Мы прекрасно понимаем, что данные объекты – комбинат и находящиеся у него на балансе очистные сооружения - стратегически важны для Семея, так что для их работников ничего меняться не будет: все люди, которые сейчас трудятся на комбинате, останутся трудоустроены, то же самое касается и очистных сооружений, — говорит замдиректора департамента Инвестиционного фонда развития Казахстана Светлана Неустроева. - Учитывая значимость проекта и необходимость развития кожевенного производства в Казахстане, Фонд, после надлежащего оформления имущества в собственность в рамках процедуры банкротства, намерен привлечь в проект специального стратегического инвестора для его оздоровления», - поясняет она будущее комбината.
Отметим, что у ИФК есть опыт в оздоровлении проблемных проектов, самый известный из которых – завод «Биохим» в Северо-Казахстанской области: замороженный проект в 2017 году получил вторую жизнь благодаря тому, что ИФК нашел для него надежного инвестора, и сейчас это предприятие готовится стать градообразующим, успешно производя и реализуя продукцию – муку, крахмал, барду, а вскоре вернется к производству того продукта, ради которого когда-то и создавалось – биоэтанола. Более того, новый инвестор намерен постоянно расширять линейку номенклатуры «Биохима», производя продукцию как для внутреннего, так и для внешних рынков. При этом если изначально на «Биохиме» было предусмотрено 300 рабочих мест, то после расширения линейки новый инвестор будет заинтересован в штате от 500 до 1000 сотрудников.
Вряд ли кто-то будет возражать, если та же самая метаморфоза произойдет и с «Кожмехом». ИФК, приняв в 2013 году на баланс 66 проблемных активов, к концу прошлого года решил проблемы почти половины из них путем реализации их инвесторам, способным реанимировать производство и развивать его.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.