Казахстанцы не экономят на шоперах
Ревизоры гардероба рассказали, сколько стоят их услуги и почему стали популярны шопинг-туры в ОАЭИндустрия моды с каждым годом набирает обороты. И потребность в услугах шоперов, то есть ревизоров гардероба, становится уже не роскошью, а инструментом для достижения цели. «Можно сказать, что внешний вид политика отражает, насколько драматична ситуация в стране», — поделился своим мнением один из ревизоров гардероба. По оценкам, на казахстанском рынке работает несколько десятков шоперов. При этом, предполагают эксперты, рынок далек от перенасыщения. «Капитал. kz» решил выяснить, сколько стоят услуги шоперов, какие бюджеты казахстанцы готовы тратить на походы в магазин и почему стали популярны шопинг-туры в ОАЭ.
Несмотря на кризис в некоторых отраслях, спрос на услуги ревизоров гардероба ежегодно растет. «По сравнению с прошлым годом средний чек одного похода шопера в магазин с клиентом сильно снизился — примерно на 15−20%. То есть если ранее клиенты предпочитали приобретать вещи подороже, сейчас ситуация изменилась — спросом пользуется одежда подешевле. Между тем последние 1−2 года спрос на услуги стилистов, шоперов повысился. Считаю этот тренд нормальным явлением, потому что во время непростой ситуации в экономике, с курсом обычно хочется экономить. А шоперы, консультанты по гардеробу — это как раз те специалисты, которые помогают избежать лишних трат на ненужную, неносибельную или неудобную одежду. Кстати, со временем появляется все больше казахстанцев, которые, не обладая высоким заработком, стараются поднакопить денег и воспользоваться услугами стилиста, шопера», — замечает стилист, шопер с 15-летним стажем, тренер «Академии креативных искусств и стиля» Мади Бекдаир.
На то, что рынок шоперов не ощущает каких-то кризисных явлений, указывает и имидж-стилист, шопер Назира Еркин. «По сравнению с прошлым годом спрос на услуги ревизоров гардероба заметно вырос. Если еще несколько лет назад у многих казахстанцев не было представления, кто такие шоперы и почему кто-то должен учить их, как одеваться, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Возросший интерес к шоперам объясним: многие казахстанцы стали понимать, что для того чтобы чего-то в жизни достичь, нужно не только обладать знаниями, но и выглядеть достойно, учитывая занимаемую должность», — отмечает собеседница.
Дефицита шоперов нет
Обозначить обороты на рынке шоперов достаточно сложно, потому что ревизоры гардероба зачастую занимаются не только подбором гардероба, но и сменой имиджа клиентов, включая стрижки и макияж. «Назвать точное количество шоперов, которые работают на рынке Казахстана, не удастся. Скорее всего, у нас в стране насчитывается несколько десятков шоперов, возможно, более сотни. К примеру, в настоящее время в сообществе стилистов Казахстана сейчас состоит 70 человек, там есть представители из Австралии, Саудовской Аравии, Узбекистана, Кыргызстана, России, Испании. Большинство представителей сообщества, конечно, из Казахстана. В целом же жесткой конкуренции среди шоперов не наблюдается. Дело в том, что практически у каждого ревизора гардероба, который давно работает на рынке, есть своя ниша, свои клиенты. Знаете, чем больше стилистов и шоперов будет на рынке, тем активнее будет развиваться индустрия моды», — заметил Мади Бекдаир.
Кстати, как отмечают шоперы, на их рынке нет как дефицита, так и переизбытка игроков. «Дело в том, что среди шоперов есть как профессионалы, так и дилетанты. Как и на любом другом рынке. Некоторые ревизоры гардероба работают, даже не имея высшего образования, обходятся лишь недельными курсами. По сути, эта категория стремится только заработать, а качество их работы может быть под большим вопросом», — рассказывает Назира Еркин.
Есть некое заблуждение, что шоперы в основном зарабатывают за счет работы с артистами, певцами. Как оказалось, это не так. «В основном взаимодействие с медийными личностями происходит на бесплатной основе. За счет этого шоперы, стилисты зарабатывают себе авторитет, позиционируют себя через СМИ, социальные сети. Знаете, артисты кинематографа, телевидения редко выплачивают какие-то крупные гонорары ревизорам гардероба. К примеру, моя основная целевая аудитория — это бизнес-леди 40+, чей месячный доход в среднем составляет 400−500 тыс. тенге», — отмечает Мади Бекдаир.
Впрочем, банки также обращаются к стилистам-шоперам, для того чтобы сформировать корпоративный стиль одежды сотрудников. «Радует, что постепенно деловой сегмент начинает задумываться над тем, что дресс-код не должен быть тяжелой ношей для персонала, он должен быть удобным. И если банк креативный, то дресс-код должен быть соответствующим. Обычно, когда прорабатываю одежду для сотрудников банка, хожу с сантиметровой лентой, измеряю высоту ступенек фининститута. То есть смотрю, сколько лестничных пролетов приходится преодолевать определенным сотрудникам, какого цвета стены, какое в офисе освещение. Это делается для того, чтобы у сотрудниц был удобный покрой юбок, чтобы персонал при данном освещении выглядел презентабельно, свежо», — отмечает Мади Бекдаир.
Казахстанские шоперы дешевле российских
В беседе шоперы уточняют, что зачастую на казахстанском рынке их услуги стоят 5−25 тыс. тенге в час. «В Москве шопинг-сопровождение может быть в 5−6 раз дороже. В целом же пакет fullstyle, включающий преображение от носков до макушки, стоит минимум 150 тыс. тенге. Сюда входят смена прически, коррекция бровей, макияж, разбор гардероба, шопинг, фотосессия», — делится Назира Еркин.
По оценкам Мади Бекдаир, в Алматы и Астане цены на шопинг-сопровождение стартуют от 15 тыс. тенге. «Если сопоставить цены на аналогичные услуги с московскими или питерскими, то там они гораздо выше, доходят до $100−150 (34−51 тыс. тенге) в час. В Европе же расценки еще выше. Знаете, там стилист, шопер считается достаточно дорогим приобретением. Но при этом нужно учитывать, что в Европе уровень жизни и зарплаты заметно выше, чем в Казахстане или, например, в России. Понимаете, в Европе готовы платить огромные деньги за шопинг-сопровождение, потому что там культура стиля и этика формировались десятилетиями. К примеру, если европеец спокойно может надеть голубую сорочку с джинсами цвета верблюжьей шерсти, то он не будет чувствовать себя дискомфортно, потому что его папа и дедушка так делают. В Казахстане же, чтобы примерить такой образ, молодой человек должен либо сменить сексуальную ориентацию, либо продать душу дьяволу. Все-таки у нас пока у весомой части казахстанской аудитории не пришло понимание того, что, чтобы построить карьеру или достичь еще какой-то цели в жизни, к примеру, выйти замуж, нужно и выглядеть соответственно. Но радует, что постепенно это понимание начинает приходить», — уверен он.
В стоимость услуг шопера входят интервью, разбор гардероба и шопинг. Как отмечают ревизоры гардероба, беседа с клиентом играет огромную роль. В разговоре шопер и его клиент выясняют, с какой целью человек планирует поменять свою одежду, кокой у него образ жизни, какие ценности и привычки он имеет. «Важность интервью нельзя недооценивать, обычно оно занимает около двух часов. Без этой процедуры поход в магазин за покупкой вещей не имеет смысла. Интервью важно, чтобы в торговом центре не купить какую-то одежду, которая потом будет висеть в шкафу и не будет носиться. К тому же интервью поможет узнать мотивацию человека, его мироощущение, не позволит выбросить деньги на ветер», — рассказывает Назира Еркин.
Цели у клиентов шоперов бывают разные: кто-то хочет выйти замуж, кто-то — роста по карьерной лестнице, а кто-то — быть похожим на Монику Беллуччи или Брэда Питта.
«Бывают ситуации, когда клиенты приходят ко мне с фотографиями известных личностей и просят, чтобы их стиль походил на селебрити. Но чаще всего я сам задаю вопрос своим клиентам: кто из медийных личностей является для вас примером для подражания, чья жизненная философия, взгляды и гардеробные решения вам близки? Таким образом, мне становится понятно, какие стилистические решения более близки человеку», — подчеркивает Мади Бекдаир.
Базаров нет в «черном списке»
В беседе шоперы подчеркивают, что бюджеты на покупку одежды могут кардинально отличаться. «Минимальный бюджет, с которым мне приходилось работать, составлял 1 тыс. долларов. Случается даже, что этих средств не хватает. Например, для формирования зимнего гардероба тысячи долларов однозначно не хватит, для летнего — достаточно. Почему именно $1 тыс. Потому что обычно клиента нужно одеть на один сезон. К тому же одежда подбирается таким образом, чтобы клиент мог носить гардероб на протяжении 2−3 лет. Обычно в комплект входят как минимум пять образов, вещи можно миксовать между собой. Уточню, зачастую стараюсь подбирать базовые вещи, которые можно было бы носить долгое время. К ним уже можно докупить немного вещей, которые находятся в тренде именно в этом сезоне. Максимальный бюджет, с которым приходилось работать, — $5 тыс. На эту сумму приобретали также и верхнюю одежду. В основном такие бюджеты готовы тратить женщины-финансисты, предпринимательницы», — отмечает Назира Еркин.
Оказывается, шоперы не нацелены на покупку только брендовых вещей. «Никогда не гоняюсь за какими-то брендами. Встречаются даже ситуации, когда некоторые вещи приходится покупать на базаре. Например, бывает, что на рынке можно приобрести какие-то кожаные изделия, аксессуары, однотонные футболки. Так, в брендовом магазине футболку можно купить за 5 тыс. тенге, на базаре намного дешевле и иногда даже качественнее. Между тем на базаре не найдешь каких-то уникальных дизайнерских вещей, и там зачастую на вещи маленькие лекала, для людей крупной комплекции там ничего нет», — объясняет Назира Еркин.
В свою очередь Мади Бекдаир рассказывает, что он также может приобрести вещи, к примеру, на Зеленом базаре. «Знаете, все зависит от бюджета клиента и одежды, которую предполагается приобрести. В целом же работаю с разными бюджетами. Сложно сказать, за какой бюджет я не возьмусь. Ну, конечно, если мне предложат подобрать вечернее платье за 5 тыс. тенге, то за этого клиента вряд ли возьмусь. Но и здесь можно будет найти какой-то выход. Минимальный бюджет, с которым как-то работал, — 30 тыс. тенге. На эту сумму нужно было приобрести нижнее белье, комплект одежды, обувь и украшения. Это был телевизионный проект», — отмечает шопер.
Также он уточняет, что максимальный бюджет, с которым он работал, достигал 3−4 тыс. евро. «Такой бюджет был предусмотрен на шопинг в Объединенных Арабских Эмиратах. Всего на обозначенную сумму было приобретено 50−60 предметов гардероба. Но в целом, уточню, не являюсь фанатом брендов. В среднем на шопинг в Алматы на два полноценных образа обычно у меня уходит 100 тыс. тенге, не включая нижнее белье, но с обувью. Знаете, в настоящее время клиенты понимают, что носить одежду сегмента масс-маркет не зазорно», — подчеркивает Мади Бекдаир.
Махнем за границу
Кстати, зарубежные направления шоп-туров стали меняться. «Ранее, 2−3 года назад, наиболее популярными люкс-направлениями для шопинга были Италия, Франция, США.& В настоящее время — ОАЭ, Испания, там масс-маркет представлен в большей степени. К тому же перелет до ОАЭ стоит намного дешевле, чем, например, до Италии. Обычно в шоп-туры направляется около 10 человек и несколько стилистов, шоперов. Сам процесс шопинга занимает около 3 часов каждый день, обычно же шоп-тур занимает 2−3 дня. Перелет, пребывание в гостинице оплачивает клиент, питание — не всегда. Также можно воспользоваться индивидуальным шопингом за границей, он может обойтись и в $100 за час, а с кого-то можно взять $100 за день. Ведь все будет зависеть от отеля, в котором мы разместимся с клиентом, от поставленной задачи, от количества дней за границей. Понимаете, какие-то вещи проще подобрать и найти, а какие-то сложнее. В такие шоп-туры обычно отправляются женщины (75%) в возрасте 40−50+ лет и 25% составляют мужчины в возрасте 20−30+», — рассказывает Мади Бекдаир.
Стоит ли говорить, что обычно крупные бренды заключают договоры с шоперами, которые бы в определенной степени гарантировали бы им поток покупателей. «Зачастую магазины выплачивают шоперам от 10−15% от суммы покупки. Иногда эта сумма начисляется на карту в виде бонусов, редко в форме денег. Но нужно понимать, что мы направляемся в определенные магазины с бонусами только в том случае, если продаваемая там одежда подходит по стилю и, конечно, бюджету клиента», — подчеркивает Назира Еркин.
Шоперы считают, что в ближайшие два года спрос на услуги стилистов-шоперов не утихнет, а даже возрастет. Но при этом, скорее всего, снизятся средний чек, бюджеты на шопинг. Стоимость услуг по шопинг-сопровождению не будет сильно повышаться, будет меняться исходя из экономического положения в стране. Ревизоров гардероба на рынке станет больше.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.