7 правил построения успешного интернет-продукта
Как просчитать успешность стартапа на этапе планирования?Модный ныне термин «стартап» часто наивно наделяют магической силой, привлекающей успех и благополучие. Между тем любой нынешний успешный интернет-проект был когда-то стартапом. И до текущих масштабов он вырос не по причине везения, а благодаря заложенным в него идеям, которые вызывали доверие инвесторов.
Можно ли просчитать успех стартапа заранее? В этом помогут 7 правил успешного интернет-продукта, по версии Владимира Меркушева, менеджера продукта таких площадок, как «Яндекс», Avito (крупнейший сервис объявлений России) и казахстанских «Колеса», «Крыша», «Маркет». Примеры, которыми он проиллюстрировал каждый тезис, взяты из его личного опыта, который насчитывает уже более 15 лет.
Правило 1: аудитория
Продукт должен быть нужен нескольким аудиториям. Это обеспечивает возможность играть на их интересах. В качестве примера Владимир Меркушев предлагает проект сайта kolesa.kz — «Колеса Проверка».
Этот проект соответствовал ожиданиям трех групп: покупатели, продавцы машин и банк. Продавцу важно быстро продать автомобиль. Покупатель хочет избежать покупки автомобиля со скрытыми недостатками. Банку важно расширить клиентскую базу кредитных программ. До этого проекта кредитные сделки на рынке подержанных автомобилей были занятием малоперспективным, обремененным соблюдением избыточного числа формальностей.
Чтобы устранить недоверие между продавцом и покупателем, выставляемые на продажу автомобили проходят проверку на авторизованных СТО.& О пройденной проверке свидетельствует специальный знак на сайте. Продавец и покупатель не несут расходы на проверку техники: это проблема банка.
Владимир Меркушев вспоминает, что в начале работы проекта были проблемы, вызванные небрежностью проводимой на СТО оценки. Однако недостаток быстро исправили, введя гарантию на качество проверки: все выявленные новым владельцем несоответствия акту проверки решаются за счет станции техобслуживания. Сервис при этом зарабатывает на комиссии от кредитов и помогает «Колесам» сохранять позиции на рынке.
Правило 2: размер проблемы, которую решает продукт
В этом случае Владимир Меркушев предлагает кейс «Avito vs. Проблема мошенничества». Когда размеры проекта велики, он привлекает большое число мошенников. Дело еще и в том, что очень часто продавцы и покупатели начинают знакомство с миром интернета именно с сервисов объявлений, таких как Avito. Соответственно, такие люди не имеют представления ни о том, что здесь их могут обмануть, ни о методах мошенников. Поэтому важно широко доносить до аудитории простые правила, позволяющие снизить риски: не перечисляйте предоплату, не встречайтесь в подозрительных местах, не отправляйте незнакомцам свои персональные данные.
Правило 3: время и место
Мы договорились с Владимиром Меркушевым, что каждый тезис будет подтверждаться отдельным примером. Однако в этом случае он твердо сказал, что более уместного кейса, чем «Колеса Проверка», здесь быть не может.
По его наблюдению, «в Казахстане замена машины на более новую стала своего рода национальным спортом». Существует целая группа пользователей, которые каждый вечер заходят на сайт, чтобы изучать предложения и мечтать о новой машине. Поэтому сайт и мобильное приложение заняли очень надежную нишу. Момент запуска продукта для кредитования авто с пробегом также был выбран очень удачно — недостаток денег у населения после кризиса и, как следствие, низкий интерес к покупке новых автомобилей.
Правило 4: ресурсы на проект
Опыт Владимира показывает, что стартапы всегда страдают от нехватки ресурсов и времени. Например, из всех собственных проектов студии Kaznetmedia, в которой Владимир руководил отделом проектов и которая была лучшей студией страны по версии Award.kz несколько лет подряд, сохранился на сегодняшний момент и самостоятельно развивается лишь один — proza.kz. На собственные проекты всегда не хватало времени и средств: они уходили на выполнение коммерческих заказов.
Что же делать? Необходимо волевое решение о выделении для стартапа отдельной команды, считает Владимир Меркушев. Подобным образом поступила компания Chocolife, которая недавно анонсировала запуск мобильного приложения и системы покупок «Рахмет». Для этого внутри компании была создана отдельная команда под кодовым названием Choco-X, которая в атмосфере тайны разрабатывала новый продукт два года.
Правило 5: сеть партнеров
По мнению Владимира Меркушева, решению актуальных проблем помогает создание партнерских проектов. К примеру, уже рассматриваемая проблема мошенничества в интернете одинаково волнует всех участников рынка. При этом бессмысленно полагать, что предупредительная работа в рамках своего проекта дойдет до всей аудитории. Аудитория подвижна и имеет обыкновение посещать разные ресурсы. Поэтому для решения проблемы важно организовывать партнерские проекты.
Например, для профилактики мошенничества в сети avito.ru в рамках просветительских проектов объединяла усилия с другими проектами — «Тинькофф Банк», ROCIT, «Сбербанк». Так партнеры помогают увеличить охват своей аудитории.
Правило 6: сила бренда, сила имени
Новому проекту Владимир Меркушев дал свое имя — merkushev.ru. На это его вдохновил пример известного российского дизайнера Темы Лебедева, давшего бизнесу свое имя, наверное, первым в современной России.
Вероятно, это символ нового этапа в жизни Владимира: он ушел из мира большого корпоративного бизнеса, чтобы помогать компаниям, которым недоступно удовольствие приема в штат высококлассных дорогих специалистов. В этом бизнес-идея проекта: команда профессионалов, которая может быстро оценить любой проект и дать емкие рекомендации на условиях почасовой оплаты, размер которой вполне доступен. «В этом случае силы бренда, может, и нет, но в интернет-сфере мое имя знают. Хотя бренд, конечно, надо еще качать», — признается Владимир Меркушев.
Правило 7: вера в продукт
Пункт из репертуара Капитана Очевидность: надо верить в проект и этой верой заражать всех вокруг. Однако Владимир Меркушев вполне справился с задачей заразить своей верой в новый стартап автора этих строк. Новый проект — это сервис, который поможет без проблем снять квартиру в Казахстане. Например, в Москве Владимир потратил один день, чтобы найти подходящий вариант, — в Алматы на это ушел месяц.
Проблема в том, что рынок аренды недвижимости традиционно очень сложный, насыщенный посредниками, мошенниками и просто недобросовестными игроками. Однако в мире существуют бизнес-модели, которые вполне можно применить и к нашему рынку. Если получится, клиенты будут платить за доступ к базе, куда будет попадать только достоверная и проверенная информация.
«Любой стартап — это пропасть, которую надо перепрыгнуть. Это прыжок веры! Веры в себя и в то, что деньги инвесторов не пропадут зря», — признается Владимир Меркушев.