Шеринговая экономика – новая культура потребления?

Основатель стартапа Yume.cloud Биржан Шакарим рассказал о проекте, инвестициях и перспективах экономики совместного потребления
Фото: Руслан Пряников

Смысл шеринг-экономики можно передать известной фразой: «Мне не нужна дрель, мне нужна дырка в стене». В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz основатель сервиса для управления прокатным бизнесом Yume.cloud Биржан Шакарим рассказал о проекте, инвестициях и перспективах шеринговой экономики (совместное потребление: аренда, бартер и прочее – Ред.). Спикер также отметил основные различия между ведением традиционного бизнеса и запуском стартапа. У основателя Yume.cloud есть ряд других проектов: благотворительный фонд Garyshker, а также компании по производству коммерческих роликов (Yume.pro) и аренде съемочного оборудования (Yume.rent). Этими проектами его команда сейчас в большой степени занимается самостоятельно.

- Биржан, как вы чувствуете себя в относительно новой роли стартапера?

- Да, сейчас мой фокус в основном на Yume.cloud, это очень масштабный и интересный для меня проект. Его история началась в 2021 году, когда у меня уже был бизнес по аренде видеотехники. На тот момент нам нужен был сервис по учету и аналитике, ведь для дальнейшего развития бизнеса нужны данные. Мы начали искать подходящие сервисы на просторах интернета: попробовали разные, в том числе зарубежные. В итоге нашли один стартап, чьими услугами пользовались довольно долго. За это время благодаря обратной связи от нас они улучшили несколько функций – я общался с основателем этого сервиса напрямую. Но через какое-то время он сказал мне, чтобы я доплатил его разработчикам. Я подумал, что это странно, ведь мы наоборот даем бесплатный фидбэк: комментарии были больше по улучшению самого продукта, а не по нашему клиентскому запросу.

По одному из проектов – фонду Garyshker – у меня уже была IT-команда, которая занималась разработкой сайта. И мы не первый год занимались сдачей в аренду видеооборудования (Yume.rent – Ред.). Я также изучил рынок: глобальный рынок шеринга увеличивается и будет расти ежегодно. Таким образом, идея запустить собственный стартап возникла в октябре 2021 года. Два месяца мы писали логику CRM-системы (customer relationship management – система управления взаимоотношениями с клиентами). Она сама по себе очень сложная: это множество микросервисов и различных алгоритмов. Прежде чем приступать к разработке системы, нужны было тщательно все подготовить: думать, что с чем связать, куда будут уходить данные и так далее. Смысл CRM-системы в том, чтобы все находилось в одном месте. И чтобы покрыть эту боль, нужно написать очень много алгоритмов. В январе 2022 года мы приступили к разработке самой CRM-системы. Нашему стартапу сейчас ровно полтора года.

Быть стартапером – это очень необычно, интересно. Стартап – это больше про глобальный рынок, масштабирование, скорость, когда мы с небольшой командой должны делать множество вещей. В традиционном бизнесе мы расписываем процессы, которые потом работают сами по себе и становятся налаженными – такой бизнес можно в принципе поставить на конвейер, и он будет зарабатывать сам. В случае стартапа у вас ограниченные ресурсы, время и в перспективе – глобальный рынок, поэтому здесь важна скорость. Все делается на собственные средства, поэтому нужно решать проблемы быстро и с минимальным бюджетом. И этим очень увлекательно заниматься. Мне интересны масштабы нашего стартапа в будущем. Мы можем добавлять в него разные фишки и улучшать его дальше – мне нравится глубина продукта. Наша команда сейчас очень «заряжена», настроена творить дальше, чтобы сервис работал не только в пределах нашей страны, но и во всем мире.

- А сколько человек в команде Yume.cloud на сегодняшний день?

- Сейчас в нашей команде шесть человек, в том числе продакт-менеджер, разработчики, дизайнер. Команда небольшая, но сильная, потому что мы все «горим» идеей. Мы собрались не перед запуском стартапа, а задолго до этого. Недавно я был на New Vision Forum: Джефф Хоффман как раз говорил, что чем набирать большое количество людей, лучше брать «звезд»: лучше пять-шесть «рок-звезд», чем 20-30 рядовых сотрудников. По сути мы этого концепта и придерживаемся.

Мне все время хочется новых вызовов – я даже в отпуск уже в третий раз подряд еду в горы. Для меня горы – это не просто вершина. Когда у меня в голове много вопросов, здесь я нахожу ответы, чувствую свободу и спокойствие, но в то же время веду борьбу с самим собой. Горы очень похожи на жизнь предпринимателя: когда тяжело, больно, холодно и голодно, но ты всё равно идешь дальше и делаешь. Такие поездки не только заряжают энергией, но и становятся проверкой силы воли.

Фото из личного архива

- В самом начале вы упоминали, что искали на рынке аналогичные сервисы. Расскажите, в чем ваше преимущество перед конкурентами?

- Конкуренты, несомненно, есть – если их нет, значит, рынок не готов к таким решениям. На рынке СНГ мы, скорее всего, уже обогнали всех по функционалу и удобству. Что касается глобального рынка – там есть большие игроки, но их фокус – рынок США. А наш будет на MENA (Middle East and Northern Africa – Ближний Восток и Северная Африка с англ.). Касательно нашего отличия – крупные игроки работают больше в B2B-сегменте (business to business или бизнес бизнесу – Ред.). Мы пытаемся сейчас быстрее охватить сегмент B2B2C, чтобы выйти на конечного потребителя. Конечно, мы отслеживаем конкурентов: как они работают, что делают. Это классно в том плане, что становится для нас драйвером – мы стараемся делать всё быстрее и лучше.

Отмечу, что рынок глобального шеринга растёт. В исследовании PwC говорится, что к 2025 году он достигнет 335 млрд долларов. Это очень большие цифры. Также, согласно исследованиям, к 2026 году экономика США на 50% будет состоять из шерингового бизнеса. Это мировая тенденция: люди, особенно зумеры, предпочитают брать вещи во временное пользование, а не покупать. И в шеринге есть большая философия. Если уходить глубоко в нее, то мы даже на Земле находимся временно (улыбается). Если рассуждать более приземленно, то мы способствуем снижению потребления. Чем прекрасен наш сервис – мы помогаем прокатному бизнесу развивать культуру аренды. Это игра вдолгую, но в будущем это приведет к снижению потребления и, соответственно, улучшению экологической обстановки.

Поделюсь интересным инсайтом: в своем бизнесе по аренде видеоборудования Yume.rent мы ежегодно тратим около 60 тыс. листов бумаги – это где-то шесть деревьев в год. Аналогичный бизнес тратит примерно такое же количество бумаги, и если с помощью Yume.cloud мы решим эту проблему, то окажем еще бо́льшее влияние на снижение потребления.

Cообщалось, что вы уже подключаете первых клиентов в Дубае. Расскажите об этом подробнее.

- Изначально Казахстан был для нас R&D-площадкой (research & development – исследование и развитие с англ.), где мы тестим наш продукт. Через три месяца после начала его разработки мы передали бета-версию сервиса нашей команде Yume.rent. Нашим большим преимуществом было то, что мы могли тестить его в своей же компании по аренде съемочного оборудования. У нас также была большая экспертиза в аренде: мы знали, как работает рынок, понимали его механизм. В конце 2023 года мы начали подключать других клиентов: нам важно было получать отзывы, чтобы улучшать продукт. Сейчас мы работаем по всему Казахстану. Но, повторюсь, мы изначально рассматривали рынок РК в качестве «лаборатории», где мы тестим продукт и готовим его к экспансии. Сейчас наша цель – рынок Дубая.

Пару месяцев назад мы подключили первого клиента в Дубае – бизнес по аренде автомобилей. Сейчас ведем переговоры с компанией по аренде джипов, байков (мотоциклов – Ред.), квадроциклов для сафари-кэмпа. У них очень большой объем: около 1000 аренд в день. Надеюсь, подключим их до конца августа. В планах переехать в Дубай на некоторое время и заняться подключением клиентов там – приблизительно в первом квартале 2025 года. Наша глобальная цель – забрать какой-то процент car rentals (рынок проката автомобилей – Ред.) в Дубае. Надо понимать, что Дубай – это транзитный город, в основном там живут временно. Там растет рынок аренды недвижимости, да и в целом весь рынок: в Дубае люди берут в аренду даже мебель и бытовую технику. Поэтому для нас это очень большой рынок.

- Давайте теперь поговорим о рынке РК. Сколько компаний воспользовалось вашим сервисом за все время? Какие компании пользуются вашими услугами чаще всего?

- Мы начали подключать первых клиентов в конце прошлого года. На сегодняшний день нашим сервисом воспользовалось 49 компаний. Число завершенных аренд через нашу платформу – 11 566. Общая сумма транзакций, проведенная через наш сервис, составляет около 203 млн тенге. Подписки продлевают в 90% случаев. Отмечу, что наш продукт доступен на казахском, русском и английском языках.

У нас очень много клиентов, которые занимаются арендой строительных инструментов. Это произошло за счет хорошего NPS (Net Promoter Score – индекс потребительской лояльности) или, проще говоря, благодаря сарафанному радио. Клиенты оставляли о нас хорошие отзывы, и новые компании обращались к нам по этим рекомендациям. Мы забрали топовые компании по аренде строительных инструментов в Алматы. Буквально на днях подключим самого крупного игрока на рынке Астаны.

На втором месте – аренда автомобилей. Сейчас мы ведем переговоры с Toyota: компания запустила аренду машин в Шымкенте и Павлодаре.

Большой поток клиентов также наблюдается в сфере аренды спортивного инвентаря. Зимой у них бывает по 50-60 аренд в день – мы уже «обкатали» нашу систему, чтобы она работала в этот период без перебоев. Пару недель назад мы встречались со своими клиентами. И в ходе разговора с фаундером Tobe мы узнали, что за счет данных, полученных в последний сезон, они сейчас делают план закупа. То есть они пошли с цифрами к инвесторам, получили средства и теперь закупают актуальные товары, опираясь на данные Yume.cloud. В этом плане мы также помогаем бизнесу масштабироваться.

В конце июня этого года мы завершили оцифровку парка проката кинооборудования киностудии «Казахфильм» – более 2700 позиций. Проект стартовал 1 апреля 2024 года и состоял из трех этапов. Первый – инвентаризация – занял около полутора месяцев. Второй этап включал интеграцию всех позиций в CRM-систему, для работы с которой мы провели обучение сотрудников «Казахфильма» – это был третий этап.

- Биржан, ранее вы говорили, что каждый новый проект открывали на собственные накопления. Сколько средств уже вложено в Yume.cloud?

- Всего было вложено около 100 тыс. долларов – это были дивиденды, полученные от других проектов. Для стартапа это относительно небольшая сумма – я считаю, что мы сэкономили за счет крутой команды.

Сейчас мы активно везде подаемся, смотрим больше в сторону глобальных, международных акселерационных программ. Наша главная цель – не деньги, а нетворкинг, решение стратегических вопросов. В мире очень много денег, но не хватает хороших продуктов. Конечно, мы тоже ищем инвестиции – эти деньги пойдут на масштабирование и развитие. Я говорил про рынок Дубая – чтобы полноценно на него зайти, нам нужно доделать много функционалов, в том числе мобильное приложение. До конца сентября мы планируем привлечь в проект до 500 тыс. долларов. Мы ищем инвестора, который мог бы стать одновременно нашим эдвайзером, наставником.

До конца этого года мы планируем выйти на операционную прибыль и развивать продукт дальше. 

- С какими трудностями вам приходится сталкиваться в процессе работы?

- Как я говорил ранее, мы перешли из традиционного бизнеса в стартап – нужна была перестройка формата работы, процессов, мозга (улыбается). Это, наверное, и была главная сложность.

Вторая – нанимать крутых специалистов, имея небольшие ресурсы. Нам повезло, что у нас уже была готовая команда с других наших проектов. Но сложность была в самом начале, когда мы не могли найти специалистов.

В-третьих, сейчас мы работаем с B2B-сегментом: наши клиенты – это компании, которые работают годами, а продавать продукт бизнесу – это непросто. Клиентам нужно перестраиваться, внедряться, проходить онбординг (процесс ознакомления клиента с продуктом – Ред.) и так далее.

Мы учимся на практике, методом проб и ошибок. И это, наверное, лучшее высшее образование, которое я мог бы получить. В будущем планирую окончить программу MBA (Master of Business Administration – магистр делового администрирования) за рубежом.

- Благоприятные ли в Казахстане условия для развития стартапов?

- Надо сказать, что мы ни разу не воспользовались какими-либо грантами – это было наше осознанное решение. Но мы видим большую поддержку отрасли: проходит столько форумов, появляется много новых стартапов. Фонды, эдвайзеры, эксперты в своей области помогают, дают советы, делятся своим видением по развитию продуктов – образовывается очень классное, теплое community (сообщество с англ. – Ред.).

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤