Кайрат Сапарбаев: Я просто перепутал двери…
Известный шымкентский предприниматель рассказал, как заработал первые миллионы, и поделился своим видением бизнесаБыстрые миллионы
— Кайрат Махамбетович, в одном из интервью вы говорили, что не думали заниматься бизнесом. Кем вы мечтали стать и с чего начинали?
— Я мечтал стать юристом, но стал историком, обществоведом. Окончив в 1988 году истфак Казахского государственного университета, работал три года учителем в школе. Успел даже стать в 1990 году «Лучшим учителем Шымкента». Работа мне нравилась, ученики любили, но финансы пели романсы, и пришлось уйти… На дворе бушевала перестройка, повсеместно открывались кооперативы, малые предприятия, и люди пробовали себя в бизнесе. Грех было не попробовать и мне.
Еще работая в школе, при нехватке денег я таксовал
вместе с другом на его автомобиле, вел детские утренники. Но этого хватало
только на молодежные забавы и тусовки, не более! Подвернулся случай, и в июне
1991 года я устроился в чимкентский горисполком. Должен был пойти во внешнеэкономический отдел, но перепутал двери и по иронии судьбы попал в территориально-межхозяйственное объединение при горисполкоме, в брокерскую
контору «Рауан». Она торговала и имела три брокерских места на Южно-Казахстанской товарно-сырьевой бирже «Жибек жолы».
Когда обнаружилось, что нахожусь не на своем месте, я уже успел достаточно
проявить себя: работал допоздна, за короткое время заключил множество контрактов
для торгов на бирже. И меня оставили. А через девять месяцев, в январе 1992 года, по всей стране были распущены горисполкомы, на смену пришли главы
администраций, мы были выведены за штат, потом и вовсе сокращены. К этому
моменту я приобрел огромный опыт работы в коммерции, успел обучиться в Рижской
международной школе менеджмента и предпринимательства, лично знал многих
директоров заводов и фабрик Шымкента, всех брокеров и всю зарождающуюся
бизнес-элиту. Короче говоря, в бизнес-среде Шымкента, Москвы, Алматы, Риги,
Петербурга плавал как рыба в воде.
Я открыл фирму, и в течение двух-трех месяцев в результате посреднических,
торговых операций заработал первые миллионы. К концу 1992-го — первую сотню
миллионов рублей, а к концу 1993 года мои обороты достигли рекордных для того
времени полутора миллиарда рублей. Так что сокращение пошло мне явно на пользу:
свое двадцатисемилетие я встретил миллионером.
Первые потери
— С какими проблемами вы сталкивались в начале пути?
— Проблема была одна: куда вложить деньги? Куда только не вкладывал: в дома, в земельные участки, в ТНП, даже стал учредителем российского «Ротор-банка», активно инвестировал в строительство жилья, коммерческой недвижимости, всего не перечислить. В результате этой гонки часть первых миллионов была успешно потеряна в бизнес-проектах типа «Нью-Васюки» — компании, которым я на первом этапе перечислил огромные суммы, обанкротились. Другую часть денег поглотила инфляция. Но я не жалею ни о чем, так как они пошли на благие дела: родным и близким, друзьям и работникам фирмы были приобретены жилье, машины, качественно улучшено их материальное положение. Все, кому помог, встали на ноги, кто-то сейчас занимается бизнесом, кто-то стал хорошим менеджером, специалистом, профессиональным служащим, а кто-то и моим компаньоном.
Зрелый подход
— Какие этапы вы прошли и как определили бы свое нынешнее положение?
— Познание, обретение опыта и знаний, безрассудное везение и рост, спешка и потери, отрезвление и переоценка ценностей — все эти пройденные этапы были важны. Сказать, что очень сильно наслаждался этапом роста, не могу, так как был постоянно занят, было некогда, ведь крутился и вертелся, как белка в колесе. Сейчас я больше дирижер. Играют другие, мне более по нраву и по душе управлять этим процессом, хотя иногда, конечно же, с удовольствием «играю» и сам.
— По-прежнему испытываете удовольствие от ведения бизнеса?
-Драйв и кайф я испытывал первые десять лет, сейчас же это больше философия бытия. Точнее выразиться, потребность в материальных благах и ценностях. Не меня, как бизнесмена и гражданина, а возросших материальных потребностей членов моей семьи и окружения. Теперь я как «богатей-капиталист-буржуй» просто обязан за ними поспевать.
Гостиничная империя
— Ваша ниша — гостиничный и ресторанный бизнес или что-то еще?
— Мой бизнес относится к деловой инфраструктуре, помимо гостиничного и ресторанного бизнеса, это еще и сдача в аренду или под управление бизнес-центров, торгово-развлекательных центров, жилой недвижимости. В разное время группой компаний «Сапар», председателем которой я являюсь, были построены, реконструированы и открыты в Шымкенте 30-квартирный жилой дом, четырехзвездочный отель, бизнес-центр, гостевой дом, международный торговый дом, мотель и две гостиницы, в Алматы — гостевой дом и гостиница с бизнес-центром, а также апарт-отель в Турции, виллы и апартаменты для жилья в ОАЭ (Дубай). Помимо гостиниц, в зависимости от спроса мы также приобретали и строили торговые бизнес-центры, рестораны, кафе, торгово-складские базы, АЗС — всего 20 таких объектов.
— Как вы оцениваете состояние гостиничного бизнеса в стране, насколько ощущаете конкуренцию в этой сфере?
— В целом, на мой взгляд, гостиничный бизнес в Казахстане развивается весьма успешно. В одном только Шымкенте более ста гостиниц, такая же ситуация практически во всех крупных городах страны. Что касается конкуренции, то в последние пять-шесть лет она довольна большая. Поэтому мной было принято решение больше не строить больших гостиниц и избавиться от тех, которые достались нам по необоснованно дорогой цене в период с 2005 по 2008 годы и на которых имелись обременения в виде непомерно больших кредитов. До 2004 года мы строили объекты только за счет собственных средств. Было решено вернуться к этой старой и проверенной практике и строить объекты небольшие, не требующие больших денежных вливаний, но более конкурентоспособные, рентабельные, экономные в содержании и эксплуатации. В результате в 2013 году были выведены из активов компании гостевой дом «Алматы-Сапар», в 2015 году — МТД «Клара-Центр-Сапар», мотель «Байтерек-Сапар», гостиница «Сапар», торгово-складская база «Сапар-Терминал», апарт-отель в Турции «Сапар-Алания». Эти шаги оздоровили финансовую ситуацию в группе компаний. Вместо них были построены и открыты новые объекты. На данный момент на стадии завершения строительство санатория на сто мест и многофункционального коммерческого центра в Шымкенте, на стадии разработки — проекты торгово-развлекательного центра в Шымкенте и таунхаусов для жилья в Алматы.
Лучше поговорим о философии…
— Вы можете раскрыть обороты вашего бизнеса?
— До 2014 года мы вели ежедневные сводные отчеты
по доходу и расходу группы компаний. Эти отчеты перерастали в ежемесячные,
ежегодные, где высчитывалась рентабельность по каждой фирме, по группе
компаний, велся количественный и качественный контроль расходов, выводились
процентные соотношения по всем показателям по месяцам, годам и прочее. Собирали
советы директоров, учредителей, писали протоколы, определяли задачи. Однако с ростом компаний и возросшей конкуренцией на рынке решили эту практику
прекратить.
Во-первых, каждая фирма самостоятельно ведет хозяйственно-экономическую деятельность,
самостоятельно отчитывается по налогам. Во-вторых, нерентабельно содержать
административный штат, не занимающийся живой, созидательной работой, а превратившийся в бюрократическую верхушку, оторванную от производства.
В-третьих, мы не открытая акционерная компания, акции которой торгуются на фондовой бирже и которая обязана вести такую статистику. Тогда зачем и для кого
эти отчеты, если они просто пылятся в шкафах?! Налоговая служба их не требует.
Кредитный рейтинг у каждой фирмы свой, он строго персонифицирован, фирма
самостоятельно несет ответственность перед клиентами и перед кредиторами, если
таковые есть.
— А какова ваша философия бизнеса?
— У всего есть начало и у всего есть конец, или держи нос по ветру в век стремительных скоростей, быстро меняющихся реалий рыночной экономики. Важным критерием для предпринимателя становится не его напор, страстное желание и безрассудный риск (эти качества были важны в 90-х и в начале нулевых годов), а проницательность и предвидение, анализ и прогноз, знания и компетентность. Понять, распознать, спрогнозировать надвигающуюся «угрозу конца», быстро и верно наметить стратегию, а затем смело и решительно, без больших затрат, перевести бизнес в новое, более конкурентное русло. Это и есть основа успеха и долголетия бизнеса.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.