Кофейные франшизы имеют большой потенциал роста
Основатель сети кофеен SABAYON Доскали Карипбаев рассказал о перспективах отраслиРынок кофеен в Казахстане, как и любая другая сфера бизнеса, ощущает влияние мирового финансового кризиса, но, если судить по опыту франчайзера и франчайзи сети кофеен SABAYON, все не так плохо: есть и потенциал роста, и интерес зарубежных игроков.
«В Алматы, например, закрылась сеть кофеен „Шоколадница“, но в то же время появился Starbucks», — говорит Доскали Карипбаев, основатель сети кофеен SABAYON.
Компания создана в конце 2014 года. Спикер говорит и о развитии, и о росте оборота — на 30−50% ежегодно. Основными конкурентами называет таких игроков, как Starbucks, Traveler’s Coffee, Costa Coffee, отмечая вместе с тем, что предпочитает называть не конкурентами, а партнерами в сфере бизнеса. Свою долю рынка оценивает в 10%.
К настоящему времени продано уже восемь франшиз SABAYON.& Интересно, что покупатели нашлись не только в Казахстане, но и в Грузии и России. В 2019 году планируется открытие кофейни в Китае. «Условия, на которых мы продаем возможность работать под нашим названием и по нашим стандартам, — прежде всего желание открыть кофейню и заниматься этим делом. Паушальный взнос составляет около 2 млн тенге, роялти — 3% от оборота денежных средств», — поясняет Доскали Карипбаев.
Интерес к казахстанской кофейной франшизе проявляют и в Кыргызстане, и в Узбекистане. «Особенность нашей франшизы в том, что мы учитываем местный менталитет. В меню кофейни добавляются национальные блюда и напитки», — поясняет владелец компании.
В его планах — охватить моногорода Казахстана и СНГ и сделать кофе напитком, доступным для всех. «Моя мечта — открыть по всему миру более 5 тыс. точек SABAYON, чтобы казахстанский бренд был представлен на других континентах — в Австралии, Америке, Африке», — делится спикер.
Доскали Карипбаев считает, что самая эффективная реклама для продвижения франшизы — это реальные действия, которые предпринимает компания. Например, материально поддерживая благотворительные фонды, активно участвуя в различных мероприятиях и акциях, социальных проектах. Например, компания выступила спонсором при проведении акции «Обмен книгами» в Таразе.
Кроме того, эффективным каналом продвижения владелец франшизы считает средства массовой информации.
Казахстанцы потребляют все больше кофе
Один из франчайзи — Кайнар Бейсалиев — работает по франшизе SABAYON в Астане. Он рассказал, что работает на рынке недолго — всего 6−7 месяцев, и пока открыл только одну точку под этой маркой.
Франшизу SABAYON выбрал из-за хороших условий. А вообще работать по франшизе решил из-за отсутствия опыта в кофейном бизнесе: такой формат позволяет открыть заведение быстро и с минимальными затратами благодаря опыту франчайзера. И изначально рассматривали только те сферы, где высокую конкуренцию создают именно сетевые игроки (как в фастфуде, например, в сфере кофеен — тоже).
«По статистике за 2014 год, потребление кофе на душу населения в Нидерландах составляет 2,4 чашки (1 место), в Казахстане — 0,1 (64 место). Потенциал на нашем рынке безусловно, есть. Уровень потребления кофе казахстанцами повышается, таковы наблюдения наших бариста. Каждый день приходят люди, которые ранее не пробовали зерновой кофе, сваренный на профессиональной кофемашине», — говорит франчайзи.
Тренд подтверждает и выручка: она растет — постепенно, хотя, как отмечает собеседник, и не так активно, как хотелось бы. «В последние три-четыре года наблюдается массовый приход новых игроков», — делится наблюдением собеседник. Однако, отмечает он, потенциал роста позволяет работать в отрасли без убытков и даже рассчитывать на рост продаж.
Подходящий для себя вариант кофейни Кайнар Бейсалиев нашел через общих знакомых, поэтому процесс приобретения франшизы происходил напрямую. «Переговоры шли быстро, можно сказать, за одну встречу все решили», — вспоминает собеседник. Стоимость франшизы и размер роялти спикер не называет, ссылаясь на коммерческую тайну.
Бизнес-стратегия SABAYON привлекла прежде всего тем, что компания, продающая эту франшизу, отечественная, но кроме того, сыграли роль впечатляющие темпы роста франчайзера. Преимуществом называет «лояльность франчайзера в отношении к франчайзи».
Недостаток финансов мешает развитию
Вместе с тем, в росте возникают и препятствия, речь идет о финансировании. «Тем, кто только пришел в бизнес, сейчас очень сложно получить средства в банках. А дешевое финансирование по государственным программам все равно проходит через БВУ», — делится собеседник. Другая сторона финансовой проблемы связана с залоговым обеспечением: банки, по словам Кайнара Бейсалиева, как правило, отказываются принимать движимое имущество, хотя это предусмотрено господдержкой, только — недвижимое.
Доскали Карипбаев называет основными сложностями большие процентные ставки по кредитам в банках и высокую арендную плату в торгово-развлекательных центрах.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.