Сколько операторы зарабатывают на мобильных финансовых сервисах?
Возможность оплачивать покупки в онлайн-режиме стала естественной потребностью человека, считают некоторые игроки рынкаВ Казахстане в последние два года активно обсуждается развитие мобильных финансов. Банкиры и сотовые операторы констатируют, что у этого сегмента хорошие перспективы для развития, да и сейчас дела идут неплохо. Оплата проезда в общественном транспорте с помощью sms-сообщения становится популярной. Однако, как оказалось, доходность по операциям мобильных финансовых сервисов (МФС) в нашей стране небольшая и это не радует сотовых операторов. Другие и вовсе не спешат развивать эту услугу, считая, что в полной мере рынок пока не готов за нее платить, выяснил корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Стоит сразу отметить, что мы решили не перечислять все виды мобильных финансовых сервисов, которые мобильные операторы предлагают своим клиентам, чтобы не превратить статью в рекламный материал. К тому же эту информацию можно получить в call-центрах компаний. Мы решили разобраться, каково операторам живется в этом сегменте.
«Доля мобильных финансовых сервисов в доходе Beeline Казахстан незначительна по причине низкой маржинальности бизнеса в целом. Сложно выходить на рынок с высокими тарифами, когда тенденция прямо противоположная — снижение стоимости услуги для конечно потребителя за счет снижения себестоимости и чистой маржи», — рассказал руководитель службы мобильных финансовых сервисов Beeline Казахстан Сергей Коптик.
Ежемесячно операции МФС генерируют около 10% от общего объема средств мобильного оператора. За 8 месяцев 2017 года объем мобильных платежей составил более 2 млрд тенге, пояснил спикер, а общее количество операций превысило 1 млн. Это в несколько раз выше, чем за 2016 год. Количество активных пользователей МФС растет не такими темпами, как хотелось бы компании, пояснил Сергей Коптик. Основными барьерами, по его мнению, являются низкая степень информированности населения о возможностях МФС, а также недоверие к этой категории услуг и соответственно — боязнь держать большие суммы на балансе.
«Однако, изменения в секторе ритейл финансовых услуг неотвратимы. За последние несколько лет мобильные операторы по всему миру построили сети и технологии, позволяющие клиентам платить за товары и услуги, осуществлять переводы между людьми. Имея такую инфраструктуру операторы сотовой связи идут в атаку на один из самых больших устоев банковской системы — систему платежей», — считает наш собеседник.
Более того, операторы могут «подвинуть» и международные платежные системы. Ведь мобильные устройства с их огромным
диапазоном интерактивных функций и способностью доставлять информацию в режиме
реального времени обладают потенциалом для того, чтобы превзойти сегодняшние
статичные банковские карты. При этом оператор не конкурирует с банками на рынке
финансовых услуг.
«В первую очередь, мы дополняем рынок финансовых транзакций, совершаемых в безналичной форме. Партнерство Beeline Казахстан с банками, основано на взаимовыгодном сотрудничестве за счет того, что средства, поступившие на мобильный баланс в наличной форме, а это более 80% пополнений, выводятся в безналичные формы платежей банков-партнеров», — добавил Сергей Коптик.
А вот Tele2 намеренно не развивает мобильные финансы, заявил директор департамента по развитию продуктов Altel и Tele2 Александр Бабичев. Согласно своей политике, компания старается не входить в число пионеров по внедрению малопопулярных сервисов и услуг.
«Той же самой стратегии мы придерживаемся касательно контрактных телефонов. Этот сервис еще не настолько востребован, а риски высокие. Мы дождемся, когда потребитель будет готов, в том числе и усилиями наших коллег по рынку, и тогда предложим нашим клиентам уже востребованный сервис, но на гораздо более выгодных для потребителя условиях», — поделился он планами.
Конечно же, преимущество МФС очевидно — безопасность, быстрота и прозрачность. Потребность в мобильных финансовых продуктах становится все более выраженной, но казахстанский рынок пока только на пути к популяризации этих сервисов, заключил Александр Бабичев.
Возможность оплачивать товары или услуги в онлайн-режиме стала практически одной из естественных потребностей человека, уверена руководитель отдела коммуникаций АО «Кселл» Наталья Еськова. Мобильный телефон давно стал неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Можно забыть бумажник и не заметить это, однако забыв телефон, человек обязательно вернетесь за ним, значит, он всегда имеет возможность использовать МФС услуги. Немаловажную роль играет легкость пополнения мобильного баланса с помощью банковской карты или наличными.
«Поэтому „Кселл“ развивает МФС с августа 2016 года. И поскольку развитие этого сервиса началось сравнительно недавно, то на данный момент доля мобильных финансовых услуг в бизнесе компании относительно небольшая», — сказал Наталья Еськова.
«Кселл» будет расширять список своих МФС и скоро представит своим абонентам интересный продукт. Но главной задачей компании является расширение футпринта, то есть перечня предприятий, где абоненты смогут оплачивать товары и услуги с мобильного баланса.