Только за первое полугодие 2017 года российские онлайн-кинотеатры по платной модели заработали $38 млн. Теперь лидеры этого рынка пришли в Казахстан. Игроки, которые уже присутствуют на казахстанском рынке, рассказали «Капитал.kz» о взрывном росте выручки от платной подписки.
Семикратный рост рынка привлек россиян
О своем приходе в Казахстан в последних числах сентября заявил российский онлайн-кинотеатр Okko. Приход игрока достаточно интересен: сервис работает только по платной подписке и не получает доходов от продажи рекламы. Означает ли это, что в Казахстане начался переток пользователей с пиратских торрентов и они наконец-то готовы платить за контент? Возможно. О наличии такого тренда говорит директор по развитию регионального бизнеса в ЦА конкурента Okko — Megogo — Нурлан Чукубаев. По его данным, за последний год число транзакций по платной подписке у Megogo в Казахстане выросло в 7 раз. «Это связано с миксом факторов. Например, мы расширили базу мейджорского контента — кинотеатральных новинок стало гораздо больше, среди пользователей увеличилось количество владельцев Smart TV, существенно вырос интерес к нашему ТВ-сервису и прочее», — поясняет он. Всего Megogo в Казахстане смотрят около 1,7 млн уникальных пользователей в месяц (и по платной, и по бесплатной модели). Однако, как отмечает Нурлан Чукубаев, пока перевес остается на стороне пользователей, выбирающих бесплатный контент с просмотром рекламы. Сегодня 22% просмотров приходится на «платные» продукты, 78% - по рекламной модели. «Многие аспекты результатов превосходят наши ожидания. Да, мы выполняем планы», — говорит Нурлан Чукубаев.
Что касается перетока от пиратов, то, по его словам, подавляющее большинство казахстанцев наравне с легальными все так же пользуются пиратскими сервисами. «И это нормально до тех пор, пока рынок не консолидируется с государством и не начнет системно противостоять пиратству, как это происходит в РФ, странах Балтии, Украине», — считает Нурлан Чукубаев.
Почему еще?
Свой приход в Казахстан Okko мотивирует тем, что наша страна — это «очень нужный и стратегически важный для компании рынок с большой и платежеспособной современной аудиторией». Генеральный директор онлайн-кинотеатра Okko Иван Гродецкий объясняет это тем, что здесь большая часть населения хорошо владеет русским языком. Именно на Казахстан приходится от 7% до 15% объема бизнеса российских телеканалов, вендоров и ретейлеров. Продажи Smart TV здесь также активно растут. По данным Okko, в год в Казахстане реализовывается около 200 тыс. «умных» телевизоров и более 2 млн мобильных телефонов. «Наша долгосрочная цель — сделать Okko сервисом № 1 по платной модели в VOD (Video on Demand, видео по запросу, — прим. ред.), каким мы являемся сейчас в России», — заявляет Иван Гродецкий.
Большая часть от платной подписки Okko идет студиям, владеющим правами на фильмы. Комиссию со своих доходов ресурс платит также и платежным партнерам, и вендорам. В связи с этим его бизнес является низкомаржинальным. Ставку онлайн-кинотеатр делает в том числе на ценовую политику. «Если на семейный поход в кинотеатр вы потратите около 5000−6000 тенге, то посмотреть тот же самый фильм в кругу семьи или друзей в уютной домашней обстановке можно в 1,5−2 раза дешевле», — говорит Иван Гродецкий, не раскрывая, однако, сколько компания планирует зарабатывать в Казахстане и какую именно долю рынка занять.
Возможно, продавцы контента выходят на казахстанский рынок «на ощупь». «Качественной аналитики попросту нет. Ведь рынок все еще формируется и развивается. Есть только тренды. Поэтому преждевременно говорить о его емкости — он может быть сколько угодно большой. Его потенциал все еще не раскрыт», — признает Нурлан Чукубаев.
По его словам, Megogo сейчас видит два рынка: VOD и ТВ. Второй — состоявшийся. «Просто сейчас тенденция, что рынок переходит в другую форму доставки ТВ-контента. А VOD, как экономическая категория, не раскрыта. К тому же достаточно широко представлена пиратскими ресурсами, то есть поспешно называть это полноценным рынком», — говорит Нурлан Чукубаев.
Основные конкуренты Okko уже работают на казахстанском рынке. В Казахстане популярны Megogo, ivi.ru, Tvzavr.ru, tvigle.ru. Как конкуренты будут бороться за маленькую, но растущую бизнес-нишу? Компании признают, что сейчас они, скорее, партнеры по развитию, нежели соперники. Общая задача для всех VOD-платформ — привлечение аудитории, ранее ушедшей на пиратские ресурсы. «Уже сейчас мы видим, что с каждым годом количество платящих пользователей увеличивается. И это долгоиграющий тренд. Люди все чаще предпочитают удобство сервиса, отсутствие рекламы и высокое качество изображения и звука пиратским ресурсам», — говорит Иван Гродецкий.
Рынок онлайн-кинотеатров в России быстро растет. Выручка Okko по итогам прошлого года составила 775 млн рублей, по итогам первого полугодия 2017 года — 536 млн рублей, что на 59% больше аналогичного периода 2016 года. Что касается рынка в целом, то, по данным аналитиков Telecom Daily, за первое полугодие 2017 года российские онлайн-кинотеатры по платной модели заработали 2,2 млрд рублей ($38 млн по текущему курсу).
Пока преобладают смешанные бизнес-модели
Как быстро будет расти рынок платного контента в Казахстане, непонятно. Пока Megogo ищет союзников на смежных рынках. «На всех рынках, где мы представлены, у нас есть совместные проекты с одним или несколькими крупнейшими телеком-операторами. И хотя проекты c ними не приносят львиной доли выручки, но их вклад в общую структуру доходов более чем заметен», — комментирует Нурлан Чукубаев. К примеру, в Казахстане Megogo сотрудничает с Beeline и Kcell.
В России телеком-операторы также работают с онлайн-кинотеатрами либо стремятся открывать собственные. К примеру, о таких планах заявлял Beeline. Кроме того, в середине 2016 года российские СМИ писали, что один из крупнейших легальных онлайн-кинотеатров в РФ Okko ведет переговоры о продаже своих активов с корпорацией из Китая LeEco и ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Впрочем, ни одна фигурирующая сторона не подтвердила эту информацию.
В Казахстане телеком-операторы либо сотрудничают с онлайн-кинотеатрами, одновременно делая ставку на собственное ТВ, либо выжидают. «В настоящее время развитие контент-услуг не является нашим приоритетом», — говорит руководитель PR-службы компании «Теле2 Казахстан» Олжас Бибанов, добавляя, что основной задачей для СП Altel и Tele2 является сохранение технологического лидерства в области передачи данных за счет быстрого разворачивания технологий LTE и LTE Advanced. «Как показывает опыт последних нескольких лет, передача данных растет практически двукратно ежегодно. Однако в отношении развития контент-услуг и других направлений Tele2 будет следовать своей прежней модели — ждать популяризации и развития этих сервисов, в том числе и за счет усилий конкурентов, а затем постараться предложить рынку эти же сервисы, но за гораздо меньшие деньги», — озвучивает позицию телеком-оператора Олжас Бибанов.
Beeline в Казахстане сотрудничает с Megogo в доступе к ТВ от «Интернет Дома» и мобильном приложении BeeTV. «Проект экономически выгоден и, главное, перспективен», — комментирует директор по корпоративным коммуникациям Beeline KZ Алексей Бендзь. Однако тут же делает оговорку, что абоненты Казахстана в первую очередь тяготеют к традиционному, линейному телевидению. И онлайн-кинотеатр в этом случае выступает дополнительной услугой. «Наши данные о пользовании абонентами онлайн-сервисов это подтверждают. Доступность бесплатного пиратского контента в интернете усложняет получение прибыли от онлайн-кинотеатров. Поэтому нашим абонентам предлагается пакет из фиксированного интернета, линейного ТВ и видеобиблиотек от Megogo и „Амедиатеки“. Благодаря этому пакет обходится дешевле, чем подписка на эти услуги по отдельности», — объясняет бизнес-модель Beeline Алексей Бендзь. Схожая модель у компании и в России. К примеру, там подписаться на онлайн-кинотеатр без ТВ невозможно.
Не ограничиваются рынком VOD и сами онлайн-кинотеатры. «Нас интересует не просто рынок сервисов „видео по запросу“, нам интересен ТВ- рынок, который исчисляется миллиардами долларов», — говорит Нурлан Чукубаев. Да и в целом, по его словам, разделение контента на VOD и ТВ — иррационально и является следствием поступательного технологического развития отрасли.
Будущее отрасли — творческая экономика
«Наш вектор развития — создать единый развлекательный сервис, который будет включать контент вне формы и способа его доставки. Поэтому развиваем ТВ, продолжаем развивать VOD и вскоре, как уже в некоторых регионах, в Казахстане планируем осуществлять производство собственного контента, что в корне будет отличать нас от всех игроков как VOD, так и ТВ-рынка, в котором пока главенствует телеком», — анонсирует представитель Megogo.
По его словам, будет развиваться отдельная отрасль — творческая экономика, а это колоссальные деньги. Например, в США ее доля составляет 7% от ВВП. Как только авторы контента смогут на нем зарабатывать, появится огромное количество рабочих мест и вырастут отчисления в бюджет.
Алексей Бендзь также говорит о том, что, хотя линейное телевидение пока и преобладает, крупные видеосервисы (Netflix и HBO) создают собственный контент и задают новые тренды. Так, подписка на Netflix стоит от 7,99 евро и у сервиса уже почти 100 млн пользователей. «То есть проблема лежит не только в законодательной плоскости. Правообладателям нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы существующие законы не нарушались и их контент не был доступен бесплатно», — говорит Алексей Бендзь.
Какое будущее у рынка онлайн-кинотеатров в Казахстане? «Самым сильным остается рынок РФ. Активно будут развиваться те рынки, которые соблюдают правила, — это Украина, Грузия, Молдова. Но мы видим, что в последнее время постепенно подтягивается и Казахстан», — оценивает Нурлан Чукубаев.
Иван Городецкий отмечает, что главным сдерживающим фактором развития рынка легального онлайн-видео всегда остается пиратство. В России последние пару лет идет активная борьба с ним, и результаты этой борьбы наглядно отражены в исследованиях по отрасли и показывают активный рост рынка. «Для развития легального онлайн-видео в Казахстане необходимо начать проводить блокировки нелегальных ресурсов и их зеркал, закрывать ссылки на пиратов в социальных сетях и поисковиках. Только благодаря этому объем рынка VOD в Казахстане может вырасти в несколько раз», — оценивает он.
В силу ряда причин развитие Okko в Казахстане будет показательным для рынка платного онлайн-контента. «Потенциал роста объема бизнеса огромен. В некоторых странах VOD-платформы имеют охват больше, чем телеканалы. Люди всегда будут смотреть кино и сериалы, а значит перспективы развития и роста у VOD-бизнеса очень высоки», — уверен Иван Гродецкий.