Асхат Узбеков: Казахтелеком планирует выход на новые рынки услуг до конца 2017 года
Центр деловой информации Кapital.kz выяснил, какие направления компания намерена развивать в краткосрочной перспективе«Казахтелеком» представил финансовые итоги деятельности за первое полугодие 2016 года. На данном этапе развития компании финансовые показатели демонстрируют уверенный рост. Так, консолидированные доходы от реализации услуг составили свыше 101,1 млрд тенге, чистая прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла до 57,2 млрд тенге, то есть более чем на 41 млрд. Насколько сильно на компанию влияют кризисные явления в экономике, а также благодаря чему удалось достичь таких финансовых показателей, мы выяснили у Асхата Узбекова, главного финансового директора АО «Казахтелеком».
- Асхат Архатович, финансовые итоги компании за первое полугодие были озвучены. Прокомментируйте ваш взгляд на положение вещей.
- В целом итоги первого полугодия оцениваются как позитивные. Из 57 млрд тенге чистой прибыли, о которой было объявлено, значительная часть, около 42 млрд тенге, приходится на переоценку справедливой стоимости нашего актива Аltel. Этот доход возник в результате эффекта синергии от слияния нашего актива с «Tele2 Казахстан».
Наши основные показатели по числу фиксированных линий связи и количеству интернет-пользователей сохраняют небольшую тенденцию роста. Поскольку компания идет в ногу со временем, мы предлагаем клиентам максимально разнообразный спектр услуг, опираясь на свои технологические преимущества и профессиональные человеческие ресурсы. Основные драйверы роста - подключение к услугам интернета и телевидения - сохранят свою актуальность. Компания продолжит работу по повышению их привлекательности, увеличивая скорость подключения и развивая контент. При этом мы продолжаем улучшать качество обслуживания и предоставляемого сервиса.
- Как вам удается нивелировать негативные влияния от изменения валютного курса?
- Мы строим свои прогнозы на опыте прошлых лет и оценке изменений, происходящих в мировой экономике. Это позволяет нам вариативно планировать наши действия и быть готовыми к изменениям курса, активности потребителей, влиянию изменений экономических показателей на поведение потребителей. Накопленный опыт позволяет нам определять как объем кредитного плеча, формировать уровень и активность инвестиций, так и уровень возврата инвестиций при росте риска. Помимо этого, мы постоянно работаем над сокращением операционных затрат за счет внутренних улучшений процессов и эффективного выстраивания работы с поставщиками. Эти действия позволяют нам быть постоянно готовыми к кризисным явлениям и вовремя реагировать на них.
К примеру, в течение 2015 года мы планомерно снижали валютные риски. Так, имея на начало года портфель из валютных займов на сумму более 200 млн долларов США, мы снизили их объем до 80 млн долларов США. Их переоценка нивелируется валютными депозитами. Другими словами, системная работа и мониторинг управления финансами позволяют снизить валютный риск.
- Ожидать ли клиентам изменений в тарифной политике в связи с кризисными явлениями в экономике? Планирует ли компания повышать цены на свои услуги?
- Такого рода вопросы действительно беспокоят потребителей услуг. В настоящее время наши тарифы отвечают рыночным условиям и сформированы в соответствии с требованиями экономической эффективности. Но я бы сказал следующее: если вы следите за тенденциями, сейчас на рынке превалируют так называемые пакеты услуг, то есть потребитель выбирает тот набор, который удовлетворяет его потребности в услугах связи. Будучи мультисервисным оператором, наша компания предоставляет разнообразный набор пакетов: от минимального до так называемого VIP-комплекта услуг. Потребители вправе выбрать то, что на данный момент является им необходимым и вместе с тем отвечает их ожиданиям по стоимости. При этом, пакетируя услуги, мы постоянно снижаем стоимость каждой отдельной услуги в пакете, что, конечно же, очень важно для наших клиентов, тем более сейчас, когда во всем мире потребители придерживаются принципов разумной экономии – как в масштабах компаний, так и в разрезе семейных бюджетов.
- В технологиях и бизнесе существуют глобальные тренды. Какие тренды в финансовой части поддерживают казахстанские компании? К чему стремится компания, какие мировые практики берутся в качестве образца?
- В компании мы культивируем все передовые практики, в том числе очень большое внимание уделяем поиску новых идей, постоянному улучшению и оптимизации бизнес-процессов. Что касается трендов в финансовой части, то, на наш взгляд, это неизменные цели – повышение акционерной стоимости компании, улучшение рентабельности и ликвидности бизнеса при сохранении ее финансовой устойчивости. Хотелось бы отметить очень высокий уровень финансовой грамотности у нас в компании не только в кругу топ-менеджмента, руководителей разных уровней и финансистов, но и среди линейных руководителей, менеджеров среднего звена. Сотрудники компании понимают суть таких ключевых показателей, как EVA, ROIC, EBITDA, а главное, осознают свой вклад в их достижение и улучшение. Считаю, что такой высокий уровень финансовой грамотности очень важен для обеспечения итогового финансового результата компании.
- В какие сроки вы планируете увеличить собственную акционерную стоимость АО «Казахтелеком» и какие основные шаги делаются в этом направлении?
- Основной инструмент, определяющий параметры увеличения акционерной стоимости, – это долгосрочная Стратегия развития, определяющая направления, в которых мы намерены активно развиваться. В качестве важных приоритетов хотелось бы выделить развитие новых бизнесов и инициативу «Эффективная бизнес-модель», в рамках которой мы планируем оптимизировать затраты и денежные потоки, а также работать над развитием организации и корпоративной культуры.
- Когда вы ожидаете увидеть результаты развития новых бизнесов, о которых сообщалось на недавнем форуме по Стратегии?
- Действительно, недавно наша компания заявила о возможном выходе на новые, нетрадиционные для телеком-операторов рынки.
Я думаю, многие уже понимают, что интернет-технологии стали драйвером развития таких направлений, как торговля, аренда автотранспорта, туризм, платежи и финансовые переводы. Примеров и подтверждений этому предостаточно. Наш многолетний опыт работы с интернет-технологиями и наличие экспертной базы позволяют нам говорить о возможности синергии нашей технической базы с новыми направлениями. Мы активно наблюдаем за такими сферами, как финансовые услуги и электронная коммерция, и считаем, что за ними большое будущее. В эпоху динамично меняющихся условий и трендов стратегически важно применить все возможности для выхода на эти рынки.
- Как вы считаете, когда новые решения, услуги в рамках выбранных перспективных направлений будут готовы к выходу в сегмент финансов и электронной коммерции?
- О конкретных сроках и деталях говорить еще рано. В данный момент компания рассчитывает на экономическую эффективность этих направлений. Могу сказать однозначно – мы рассматриваем и разрабатываем большое количество новых решений в сфере финансовых услуг и электронной коммерции, которые будут доступны в 2017 году.
- Что касается представленности в ваших традиционных сферах, здесь будут какие-то изменения?
- Безусловно, более того, принятая компанией новая Стратегия позиционирует нас как оператора, предоставляющего сервисы в формате «Супермаркет для всей семьи», то есть фактически мы стремимся к тому, чтобы клиент получил доступ ко всем видам услуг и развлечений по принципу «одного окна» - у одного оператора.
Уже сейчас в нашем активе имеются мобильные услуги, возможности пользования в аренду программным обеспечением, приобретения фильмов из обширной и постоянно обновляемой фильмотеки. Сейчас мы готовим новые предложения, связанные с подпиской на онлайн-игры. При этом все наши тарифы не ограничены по объему трафика. Отдельно отмечу, что в данное время в компании готовят запуск продуктов с максимальной скоростью доступа в интернет - до 500 Мб/с.
- Какие основные задачи стоят перед вами как топ-менеджером на ближайшие месяцы?
- Поскольку актуальный и конкретный план действий в формате долгосрочной Стратегии у компании уже есть, в качестве приоритетных целей на ближайшую перспективу я вижу перед собой классические менеджерские функции, такие как организация, мотивация и контроль, координация процессов. Безусловно, также предстоит обеспечивать контроль над достижением стратегических целей посредством четкой системы ключевых показателей эффективности, повысить уровень автоматизации и оптимизации всех процессов, улучшить систему управленческого учета для обеспечения прозрачности, повысить динамичность и гибкость реагирования в условиях изменяющейся внешней среды. При этом важно не забывать о ключевом активе компании – ее работниках, большое внимание в компании уделяется эффективным инструментам мотивации. Надеюсь, что вкупе все эти меры позволят нашей компании оставаться на уровне мировых лидеров отрасли.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.